...Вправе ли налоговые органы при определении ими занижения платежа за загрязнение окружающей среды в отчетном квартале в связи с более высоким уровнем объемов фактического загрязнения применять санкцию в виде штрафа на основании гл.16 НК РФ как за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога?

Основной проблей при решении вопроса о правомерности применения налоговыми органами санкции за неполную уплату сумм налога в рассматриваемом случае является сложность в определении самого фактического уровня загрязнения природной среды.
Так, при установлении ежеквартального фактического объема выброса, сброса загрязняющих веществ, размещения отходов могут быть использованы следующие варианты:
1) природопользователь определяет фактический выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов на основе результатов производственного аналитического контроля, данных о количестве производимой продукции и нормативов образования (переработки) отходов, вида используемого топлива и других данных;
2) выброс, сброс загрязняющих веществ определяются по нормативам предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса, сброса загрязняющих веществ по данным стат - отчетности и происходит уточнение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ на уровне нормативов ПДВ и ПДС или лимитов и данных, превышающих эти нормативы.
Для определения фактических объемов загрязнения природной среды по первому варианту необходимо проведение регулярных лабораторных исследований, на основании которых можно определить основные ингредиенты загрязняющих веществ, их концентрацию для расчета платы. Это, в свою очередь, предполагает возможность проведения необходимых замеров, наличие (установку) на отдельных видах оборудования соответствующих датчиков (самописцев), регистрирующих фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.п.
Сам расчет (то есть методика его проведения) фактического уровня загрязнения должен предусматривать особенности производства, профиль предприятия. Используемые в настоящее время методики являются, как правило, либо общепринятыми (то есть рекомендованы к применению соответствующими федеральными органами), либо должны быть утверждены (согласованы) специально уполномоченными органами, осуществляющими контроль за состоянием природной среды в пределах своей компетенции, в том числе на региональном уровне.
В настоящее время в основном применяются методы расчетов, изложенные в Инструктивно - методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.1993 Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (от 24.03.1993, регистрационный N 190 в Минюсте России).
Таким образом, выводы о несоответствии фактического объема загрязнения с указанным в расчете, сделанные налоговыми органами на основе собственных (индивидуальных) подходов (методов) определения степени (объема, уровня) загрязнения, не могут являться основанием для применения санкций за уменьшение суммы платежа за фактический уровень загрязнения.
Учитывая это, а также то, что не все природопользователи имеют необходимое оборудование для ежеквартального определения фактических объемов загрязнения природной среды вопрос о правомерности применения санкций за умышленное уменьшение расчетной суммы платежа целесообразно решать, рассматривая каждый случай в индивидуальном порядке с учетом изложенных выше обстоятельств.
Подписано в печать В.В.Петрунин
27.12.1999 Советник налоговой службы

I ранга "Налоговый вестник", 2000, N 1

...Означает ли принятие Постановления Правительства РФ от 09.09.1999 n 1033, что при расчете с федеральным бюджетом организации направляют средства только в Федеральный экологический фонд, а направляемая ими раннее напрямую в доход федерального бюджета часть платежей от общей начисленной суммы теперь перечисляется в территориальные экологические фонды?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также