Издательство выпускает периодические печатные издания - журналы не рекламного характера. Какая ставка НДС действует в 2005 г. в отношении издательской подписки, которую читатели оформляют непосредственно в издательстве?

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 195-ФЗ с 1 января 2005 г. утратили силу абз. 3 - 6 пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ. В них содержался перечень издательских услуг, облагаемых по ставке НДС 10%.
С 2005 г. пониженная ставка налога применяется только в отношении периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой (за исключением изданий рекламного и эротического характера). По ставке 18% облагаются:
- услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции;
- редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции;
- услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;
- услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.
Издательство для распространения периодических изданий среди подписчиков может воспользоваться услугами распространителей - специализированных организаций (подписных агентств и т.п.) или индивидуальных предпринимателей. Если распространитель, который оказывает издательству услуги по оформлению и исполнению договора подписки, является плательщиком НДС, то с 2005 г. он обязан начислять на стоимость этих услуг НДС в размере 18%. При этом издательство является продавцом периодических печатных изданий, подписчики - покупателями, а распространитель - посредником между издательством и подписчиками. Он выполняет функции по оформлению и (или) исполнению договора подписки, то есть по доставке периодических печатных изданий от продавца (издательства) к покупателям (подписчикам).
Нередко издательства самостоятельно распространяют свои периодические печатные издания среди подписчиков путем оформления издательской подписки. В этом случае продавец (издательство) напрямую (без посредников-распространителей) продает свою продукцию покупателям (подписчикам). По договору издательской подписки издательство продает, а подписчик приобретает периодические печатные издания. То есть издательство реализует свою продукцию. Услуг по оформлению подписки и исполнению договора подписки издательство подписчикам не оказывает. Поэтому при оформлении издательской подписки издательство на стоимость печатных периодических изданий начисляет НДС по ставке 10%.
Если издательство в рамках договора издательской подписки оказывает подписчикам дополнительные услуги, вопрос о размере применяемой ставки НДС следует решать исходя из конкретных условий договора. Например, в договоре подписки может быть указано, что кроме подписного печатного издания подписчику оказываются дополнительные услуги - доставка печатного издания, обучение на семинарах, консультации специалистов и т.п. В этом случае стоимость подписного издания и дополнительные услуги будут облагаться по разным ставкам НДС.
Исходя из норм пп. 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса, ставку НДС 10% можно применять только в отношении распространяемых по подписке периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Все остальные услуги, оказываемые издательством подписчику и указанные в договоре издательской подписки и в иных первичных документах (счетах, счетах-фактурах, актах или накладных), облагаются НДС по ставке 18%.
И.Е.Муравьева
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Управление косвенных налогов
ФНС России
Подписано в печать
24.06.2005
"Российский налоговый курьер", 2005, N 13-14

Мы работаем на "упрощенке". Скоро у нас появится обособленное подразделение. Можем ли мы продолжать применять упрощенную систему?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также