Начисляются ли на выплату разницы в окладах на период отпуска начальника отдела надбавки работников бюджетной организации - за выслугу лет, персональная надбавка, надбавка за вредность и на каком основании?

В соответствии с Постановлением Минтруда России от 04.03.1993 N 48, которым утверждено Разъяснение от 04.03.1993 N 4 "О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании" размеры доплат и надбавок стимулирующего характера, в том числе за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника, в пределах средств, направляемых на оплату труда, определяются учреждениями, организациями и предприятиями, находящихся на бюджетном финансировании, самостоятельно. Размеры доплат и надбавок работников максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от качества и объема работ, выполняемого ими.
При этом следует иметь в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ (наличие квалификационной категории, почетного звания, ученой степени и др.) учтены в размерах ставок и окладов, определенных на основе Единой тарифной сетки.
Дополнительная оплата труда за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников (в нашем случае сложилась именно такая ситуация) гарантирована ст.87 КЗоТ РФ.
Работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (далее по тексту - доплата за замещение).
Таким образом, действующим законодательством гарантирована доплата, а не выплата разницы в окладах. Данный факт имеет существенное значение для расчета доплат, которые могут быть установлены работникам по основной профессии (должности).
Размеры доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников устанавливаются администрацией по соглашению сторон.
При этом следует обратить внимание на следующее:
1) в случае если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты не производятся, так как сами обязанности по должностям заместителей и помощников, а также их статус подразумевают собой выполнение в отсутствие руководителей (начальников) их обязанностей;
2) так как в смете расходов бюджетной организации (фонде заработной платы) предусматриваются ассигнования исходя из штатной структуры организации из расчета установленных работникам должностных окладов, надбавок и доплат, то на производство доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников (в частности, находящихся в отпуске и получающим средний заработок из того же фонда) может быть направлена только экономия по фонду заработной платы, достигнутая в результате высвобождения работников (наличие вакантных должностей), болезни работников (пособия по государственному социальному страхованию оплачиваются за счет Фонда социального страхования, а не фонда заработной платы) или отпусков работников без сохранения заработной платы. В противном случае без дополнительных ассигнований бюджетная организация превысит расходы на оплату труда, что в условиях бюджетного финансирования не допускается.
Таким образом, работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующих сотрудников, распоряжением администрации может быть установлена доплата за выполнение дополнительных работ (обязанностей) без ограничения суммы, но с соблюдением режима экономии бюджетных ассигнований и разумной оплаты за дополнительно выполняемые работы (обязанности).
Замещение оформляется приказом руководителя с указанием замещаемой профессии (должности), объема дополнительной работы, размера доплаты и срока. Оформление отмены или уменьшения доплаты за замещение также осуществляется приказом по предприятию.
В связи с тем что размер доплаты за замещение определяется по согласованию сторон с учетом объема дополнительно выполняемых работ, то другого рода доплаты, на которые работник имеет право по основной профессии (должности) (в том числе доплата за выслугу лет, персональная надбавка, доплата за вредность) на доплату за совмещение не начисляются, да и это не предусмотрено действующим законодательством.
Наличие у работника права на персональную доплату, или доплату за вредность, или наличие продолжительного стажа работы могут быть учтены при установлении размера доплаты за замещение.
Что касается производства надбавки за вредность за работу на персональном компьютере, то здесь следует отметить тот факт, что действующим законодательством льгот сотрудникам, непосредственно связанным с работой на персональных компьютерах, за условия труда действующими положениями не предусмотрены (смотрите, например, Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.02.1996 N 577/91-И "О льготах за работу на персональных ЭВМ", основанное на обращении Фонда в Минтруд России).
На администрацию предприятий, в свою очередь, возлагается обязанность по созданию нормальных условий труда для работников, труд которых связан с персональными компьютерами. Для создания нормальных условий труда следует руководствоваться Временными рекомендациями НИИ труда по совершенствованию условий труда операторов за дисплеями (1986 г.), а также Временными санитарными нормами и правилами для работников вычислительных центров, утвержденными Министерством здравоохранения СССР (1988 г.), которыми предусмотрены требования к организации рабочих мест, рациональные режимы труда и отдыха и др.
Вместе с тем на основании ст.5 КЗоТ РФ администрации предприятий, учреждений и организаций вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные, по сравнению с законодательством, трудовые и социально - бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников. В бюджетных учреждениях и организациях на такие цели могут быть направлены средства, полученные от оказания платных услуг, не относящихся к предпринимательской деятельности (например, в образовательных учреждениях) или средства, полученные от занятия предпринимательской деятельностью. Бюджетные средства для предоставления дополнительных льгот направлены быть не могут.
Таким образом, следует поставить под сомнение правомерность производства доплаты за работу на персональном компьютере в том случае, если она осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
Порядок оплаты временного замещения можно проиллюстрировать на следующем примере.
Пример. Начальнику отдела бюджетной организации (должностной оклад согласно штатному расписанию - 850 руб.) с 1 ноября предоставлен ежегодный отпуск в 24 рабочих дня по 27 ноября. Работник, кроме того, имеет право на получение надбавки за выслугу лет в размере 30%, а также надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 20% от должностного оклада.
Согласно штатной структуре должность заместителя начальника или помощника не предусмотрены.
На время отпуска выполнение обязанностей начальника возложено на старшего сотрудника отдела (должностной оклад по штатному расписанию - 680 руб.). Работнику также выплачиваются: надбавка за выслугу лет - 25%, персональная надбавка - 250 руб. За счет средств, полученных от разрешенной платной деятельности, работнику установлена доплата за работу на персональном компьютере в размере 12%.
При установлении размера доплаты за замещение должны быть учтены:
1) размер экономии по фонду оплаты труда бюджетной организации, достигнутый на дату убытия начальника отдела в отпуск.
Все штатные должности организации заняты. Допустим, в течение года согласно расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования работники проболели всего 82 чел.-дня, в результате чего по фонду заработной платы достигнута экономия по временно свободным должностям в 4100 руб.;
2) заработок начальника отдела кадров согласно фонду заработной платы за отсутствующие 24 дня отпуска (или около 20 рабочих по графику пятидневной рабочей недели) составит около 1215 руб., а из расчета должностного оклада - 810 руб.
3) доплата за замещение должна быть ограничена суммой в 4100 руб. (в противном случае может быть перерасход по фонду оплаты труда) и 810 руб. (доплата за выслугу лет и надбавка за специальный режим работы носят адресный характер, поэтому не рекомендуются к расчету) при условии, что на работника возложено выполнение обязанностей в объеме 100% работ. Превышение суммы в 810 руб. будет означать тот факт, что оплата замещения превысит оплату труда начальника отдела, предусмотренную штатным расписанием, что чисто теоретически является маловероятным и нежелательным.
Учитывая тот факт, что теоретически выполнение обязанностей в объеме 100% работ по должности начальника поручить замещаемому работнику невозможно, администрацией принято первоначальное решение об установлении доплаты в размере 70%, то есть в размере 570 руб. (810 x 70%).
Однако в связи с наличием у работника права на персональную надбавку, а также то, что выполнение обязанностей по должности начальника отдела также предусматривает разработку документов на ПК, размер доплаты повышен до 700 руб.
Заработная плата за ноябрь старшего сотрудника составит:
должностной оклад - 680 руб.;
надбавка за выслугу лет - 170 руб. (680 x 25%);
персональная надбавка - 250 руб.;
доплата за работу на ПК - 81 руб. 60 коп. (680 х 12%);
доплата за замещение - 700 руб.;
Всего: 1881 руб. 60 коп.
Подписано в печать
15.12.1999
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 1

...Как рассчитать размер выходного пособия работника, уволенного по сокращению штата, если зарплата за месяцы расчетного периода составила: июль - 684 руб. 50 коп. , август - 2281 руб. 60 коп. , сентябрь - 5019 руб. . Нужно ли учитывать при расчете тринадцатую зарплату?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также