...Организация занимается несколькими видами деятельности. Один из них подпадает под ЕНВД. Из-за этого у некоторых работников по страховым взносам в ПФР уже используется регрессивная шкала, а по ЕСН в федеральный бюджет такая возможность еще не возникла. Если считать ЕСН по полной ставке, а страховые взносы - с учетом регрессии, то ставка ЕСН будет больше 14%. Как правильно в таком случае начислить ЕСН и рассчитать налоговый вычет?

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает замену в числе прочих налогов и уплаты единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Согласно п. 7 указанной статьи НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Учитывая изложенное, в целях налогообложения единым социальным налогом выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц, следует разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, от выплат, производимых в связи с деятельностью, не переведенной на уплату ЕНВД.
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных по тарифам страховых взносов, предусмотренным Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пунктом 2 ст. 10 данного Федерального закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для налогоплательщиков, указанных в вопросе, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по авторским договорам, как в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, так и производимые по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД. На основании п. 7 ст. 346.26 НК РФ организация должна производить распределение исчисленных страховых взносов по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД (по удельному весу выплат и вознаграждений, начисленных по каждому виду деятельности, в общей сумме базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
При исчислении единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, налоговый вычет применяется налогоплательщиком в сумме страховых взносов, начисленных за тот же период на выплаты в пользу физических лиц, производимые в рамках деятельности, в отношении которой налогоплательщик уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Если налогоплательщик, в частности, в 2004 г. имел право на применение регрессивных ставок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (исходя из размера базы для начисления страховых взносов и при соблюдении положений п. 3 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ), а исчисление единого социального налога осуществлял по максимальной ставке, налоговый вычет мог оказаться меньше суммы единого социального налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. При этом необходимо учитывать, что п. 2 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Однако НК РФ не установлено, что налоговый вычет не может быть меньше указанной суммы налога.
Учитывая изложенное, если в 2004 г. после применения налогового вычета сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, была больше примененного налогового вычета, то это не являлось завышением суммы единого социального налога.
(По Письму Минфина России от 22.03.2005 N 03-05-02-04/53)
Подписано в печать
23.06.2005
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2005, N 2

...С 1 января 2005 г. ставка ЕСН, уплачиваемого в федеральный бюджет, составляет 20%. Ставка пенсионных взносов осталась прежней - 14%. Не получится ли так, что вычет фактически можно будет применить лишь частично, чтобы итоговая сумма налога к уплате в федеральный бюджет не оказалась меньше вычета? С какой суммой ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, нужно сравнивать сумму начисленных пенсионных взносов: до или после вычета?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также