...Предприятие арендует нежилое помещение в жилом доме по договору аренды с отделением Москомимущества. На момент заключения договора аренды помещение фактически представляло собой недостроенный объект. Предприятие произвело работы по доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации. Как в учете предприятия должны отражаться затраты по улучшению помещения?

В данном случае предприятие - арендатор произвело неотделимые улучшения арендованного помещения с согласия арендодателя (см. п.2 ст.623 ГК РФ). Поэтому арендатор имеет право на возмещение стоимости произведенных им улучшений, если иное не установлено в договоре аренды.
В рассматриваемой ситуации сторонами было достигнуто соглашение о выкупе арендованного помещения (п.2 ст.624 ГК РФ) с зачетом стоимости произведенных арендатором улучшений в выкупную цену помещения (то есть возмещение стоимости произведенных улучшений производится путем зачета понесенных арендатором затрат в счет выкупной цены).
В бухгалтерском учете арендатора описанные в вопросе операции отражаются в следующем порядке (см. Инструкцию по применению Плана счетов, утвержденную Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56):
1. Дебет 08 Кредит 60 - затраты предприятия, связанные с доведением помещения до состояния, пригодного к эксплуатации (вместе с НДС - п.48 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39)), являются капитальными вложениями в арендованные ОС.
Поскольку между арендодателем и арендатором было достигнуто соглашение о выкупе арендованного имущество, то можно предположить, что произведенные предприятием капитальные вложения на баланс арендодателю не передавались. В этом случае они должны были быть приняты в состав основных средств предприятия в качестве отдельного инвентарного объекта (п.33 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н).
2. Дебет 01 Кредит 08 - фактически произведенные затраты по законченным работам включены в состав основных средств предприятия.
С момента включения произведенных затрат в состав основных средств и до момента прекращения договора аренды (в связи с выкупом арендованного помещения) арендатор производит начисление амортизации на сумму произведенных затрат, принятых к учету на счете 01. Амортизация начисляется арендатором исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленного арендодателем по переданному в аренду нежилому помещению (п.65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
3. Дебет 20 (26, 44, 88) Кредит 02, отдельный субсчет - суммы амортизации отнесены за счет соответствующего источника (в зависимости от того, для каких целей предприятие использует арендованное помещение, амортизационные отчисления либо включаются в издержки производства и обращения, либо относятся за счет собственных средств предприятия).
После прекращения договора аренды капитальные вложения в арендованное имущество передаются арендатором арендодателю:
4. Дебет 47 Кредит 01 - списываются фактически произведенные предприятием затраты.
5. Дебет 02, отдельный субсчет. Кредит 47 - списываются суммы начисленного износа.
6. Дебет 76, субсчет "Расчеты с арендодателем" Кредит 47 - остаточная стоимость произведенных арендатором улучшений подлежит возмещению арендодателем.
В соответствии с п.50 Инструкции N 39 облагаемым оборотом по НДС в данном случае является разница между стоимостью реализации и фактическими затратами. Поскольку капитальные вложения передаются арендодателю по остаточной стоимости, то объекта обложения по НДС не возникает.
Одновременно в учете предприятия отражаются операции, связанные с выкупом арендованного помещения:
7. Дебет 08 Кредит 60 - отражена выкупная стоимость помещения (без НДС).
8. Дебет 19 Кредит 60 - НДС по выкупной стоимости.
9. Дебет 01 Кредит 08 - выкупленное помещение включено в состав основных средств предприятия.
10. Дебет 60 Кредит 76, субсчет "Расчеты с арендатором" - остаточная стоимость произведенных предприятием улучшений засчитывается в счет выкупной стоимости.
11. Дебет 60 Кредит 51 - оплачена оставшаяся часть выкупной стоимости помещения.
12. Дебет 68 Кредит 19 - НДС по приобретенному помещению отнесен на расчеты с бюджетом (п.48 Инструкции N 39).
Подписано в печать Т.Крутякова

10.11.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 11

...Предприятие розничной торговли с целью создания сети супермаркетов производит ремонт и переустройство помещений будущих магазинов. Для приобретения оборудования в банке был взят кредит. Оборудование приобретено, но не введено в эксплуатацию, а находится на складе предприятия. За кредит банку уплачиваются проценты. По какой цене оприходовать основные средства?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также