Негосударственное образовательное учреждение предполагает обеспечить обучающихся в нем студентов учебно - методическими изданиями и документацией. Как организовать этот процесс, чтобы вышеуказанная деятельность не была отнесена к предпринимательской? Какие счета следует использовать для учета учебно - методических изданий и документации?

Согласно п.2 ст.46 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", с учетом изменений и дополнений, платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование. Обеспечение студентов учебно - методическими изданиями и документацией является одним из направлений обеспечения образовательного процесса. Но главное условие, которое должно быть соблюдено, - это их бесплатная выдача студентам. Если со студентов получены деньги за эти издания, то деятельность по обеспечению студентов учебно - методическими изданиями и документацией будет считаться предпринимательской с необходимостью ведения отдельного учета этой деятельности и со всеми налоговыми последствиями.
Вопрос обеспечения учебного процесса учебно - методическими изданиями и документацией и об использовании бухгалтерских счетов может быть решен по-разному.
Негосударственное образовательное учреждение может приобрести учебники, учебные пособия, задачники и другую учебную литературу в розничной или оптовой торговле для образования библиотечного фонда; в этом случае будет использоваться счет 01 "Основные средства". Использование счета 01 допускается для приобретенных изданий (книг, брошюр и т.п.) в соответствии с п.4.1 ПБУ 6/97, при этом по таким основным средствам не начисляется износ. На счете 01 поступление отражается общей суммой, но в самой библиотеке ведется аналитический учет каждого издания.
В п.36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н, говорится следующее: "Затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражаются по кредиту учета счетов денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов. При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму произведенных затрат увеличивается стоимость библиотечного фонда и производится запись по дебету счета учета основных средств и кредиту счета учета добавочного капитала".
Негосударственное образовательное учреждение, деятельность которого не рассматривается как предпринимательская, относится к некоммерческим предприятиям и в соответствии с этим может вести учет расходов на счете 96 "Целевые финансирование и поступления".
При приобретении учебной литературы для пополнения библиотечного фонда производятся следующие бухгалтерские записи.
Если учебная литература приобретается в розничной и мелкооптовой торговой сети, делаются проводки:
1. Выдано из кассы под отчет на приобретение учебной литературы - дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредит счета 50 "Касса".
2. Списаны на расходы затраты на приобретение учебной литературы - дебет счета 96 кредит счета 71.
3. Учебная литература оприходована в составе основных средств - дебет счета 01, субсчет "Библиотечный фонд" кредит счета 87 "Добавочный капитал", субсчет "Библиотечный фонд".
Если учебная литература приобретается по безналичному расчету или печатается по договору с издательством, то делаются следующие проводки:
1. Перечислено за учебную литературу - дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетный счет".
2. Получена учебная литература и списаны на расходы затраты на ее приобретение - дебет счета 96 кредит счета 60.
3. Учебная литература оприходована в составе основных средств - дебет счета 01, субсчет "Библиотечный фонд" кредит счета 87, субсчет "Библиотечный фонд".
Списание по акту ветхих и устаревших изданий отражается по дебету счета 87, субсчет "Библиотечный фонд" и кредиту счета 01.
Для обеспечения учебного процесса необходимо иметь программы изучаемых курсов, планы практических и семинарских занятий, методические указания по написанию курсовых работ, экзаменационные билеты и т.д. Эта учебно - методическая документация обычно печатается на персональных компьютерах и ксерокопируется. В этом случае приобретается бумага и расходные материалы для ксерокса.
Для учета бумаги и расходных материалов используется счет 10 "Материалы", субсчет "Бумага и расходные материалы для ксерокопирования учебно - методической документации". По дебету его отражается поступление материалов, по кредиту - расходование.
При покупке и оприходовании бумаги и расходных материалов для ксерокопирования учебно - методической документации должны быть сделаны следующие бухгалтерские проводки.
1. Выдано из кассы под отчет на приобретение бумаги и расходных материалов - дебет счета 71 кредит счета 50 "Касса".
2. Полученная бумага и расходные материалы оприходованы - дебет счета 10, субсчета "Бумага и расходные материалы для ксерокопирования учебно - методической документации" кредит счета 71.
Если бумага и расходные материалы приобретаются по безналичному расчету, то делаются следующие проводки:
1. Перечислено за бумагу и расходные материалы - дебет счета 60 кредит счета 51.
2. Полученная бумага и расходные материалы оприходованы - дебет счета 10, субсчет "Бумага и расходные материалы для ксерокопирования учебно - методической документации" кредит счета 60.
При передаче бумаги и расходных материалов для ксерокопирования производится запись по дебету счета 96 и кредиту счета 10, субсчета "Бумага и расходные материалы для ксерокопирования учебно - методической документации". Эта операция производится на основании накладной на отпуск материалов со склада.
Для аналитического учета учебно - методической документации ведется журнал ксерокопирования, который заполняется на основе заявок на ксерокопирование. Если возврат учебно - методической документации студентами не предполагается, то достаточно отразить выдачу изготовленных ксерокопий лицу, сделавшему заявку и передавшему исходный материал для ксерокопирования.
Заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми для первичных документов, и форма ее отражена в приказе об учетной политике некоммерческого образовательного учреждения.
Ведение журнала должно быть организовано так, чтобы можно было подсчитать общее количество листов бумаги и определить примерную стоимость расходных материалов для обоснования списания материалов с кредита счета 10 и отражения расходов по дебету счета 96. Кроме того, необходимо предусмотреть в журнале запись о том, для каких специальностей, курсов и групп копируются материалы.
Подписано в печать
09.11.1999
"Консультант Бухгалтера", 1999, N 12

Являются ли религиозные организации в своей уставной деятельности плательщиками налога с продаж? На каких счетах следует вести учет предметов религиозного назначения?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также