По какой причине отрицательные суммовые разницы не учитываются при исчислении налога на прибыль?

Из ст.8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) и п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации следует, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации (в рублях), по этой причине суммовых разниц быть не должно.
Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, что указано в ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Однако как следует из ст.317 ГК РФ, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Учитывая ст.317 ГК РФ, в п.3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности Минфина России предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете суммовых разниц, возникающих при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц. Принять для целей налогообложения отрицательные суммовые разницы не позволяет п.15 Положения о составе затрат, на основании которого в п.4.13 Приложения N 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее по тексту - Инструкция N 37) осуществляется корректировка финансовых результатов на имеющиеся у организации отрицательные суммовые разницы. Об этом свидетельствует и ответ Департамента налоговой политики Минфина России от 24.05.1999 N 04-02-05/1 и др.
Подписано в печать В.И.Макарьева
20.10.1999 Государственный советник

налоговой службы II ранга "Налоговый вестник", 1999, N 11

Почему налоговые органы не принимают амортизационные отчисления, с учетом переоценки основных фондов, осуществленные по инициативе организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также