Как осуществляется взимание таможенных платежей и налогов при ввозе в Россию оборудования по договору лизинга?

Порядок определения таможенного режима, его изменения, уплаты таможенных пошлин и налогов по товарам, являющимся объектом международного финансового лизинга, всегда регулировался Таможенным кодексом Российской Федерации. В Законе "О лизинге" предусмотрено существенное изменение действующих норм и нормативов по уплате таможенных пошлин и налогов. В частности, установлено, что при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с территории Российской Федерации (перемещении через таможенную границу) предмета лизинга все виды таможенных налогов и тарифов начисляются на полную таможенную стоимость имущества. В соответствии с Законом "О лизинге" уплата таможенных налогов и тарифов должна производиться:
на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
в дальнейшем - одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.
Кроме того, определенный Законом порядок уплаты таможенных налогов и тарифов признано не считать отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым кредитом.
Таким образом, Закон "О лизинге" установил очень благоприятные условия для участников лизинга. Например, если участник договора международного финансового лизинга оплатил в качестве аванса только 20% стоимости имущества, а остальные 80% следовало выплачивать в течение срока действия договора, то, соответственно, 4/5 таможенных налогов, тарифов, включая НДС, необходимо уплачивать по мере выплаты или получения лизинговых платежей.
Однако порядок установления, введения и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Причем в соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, в том числе Таможенный кодекс и подзаконные ему нормативные акты, которые не вошли в перечень актов, утративших силу (этот перечень определен ст.2 данного Закона), действуют в рамках, не противоречащих части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В Письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.05.1999 N 01-15/14858 "О применении Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге" указывалось, что в связи с тем, что Закон N 164-ФЗ не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации предметов международного лизинга, установленный в п.34 Закона N 164-ФЗ, не соответствует части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В Письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации указывается также, что согласно ст.25 Таможенного кодекса Российской Федерации лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации по таможенному делу. Поэтому при ввозе товаров, являющихся предметами международного лизинга, таможенные платежи взимаются в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным режимом, под который такие товары помещаются.
Таким образом, лизинговые компании и лизингополучатели смогут пользоваться нормами Закона "О лизинге" в полной мере только после того, как будут устранены коллизии между этим Законом и действующим налоговым законодательством.
Подписано в печать В.Д.Газман
24.09.1999 К.э.н.,

генеральный директор
консалтинговой компании
"Гарантинвест"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 39

Руководство банка стремится расширить направления своей деятельности и заняться финансовым лизингом. Не возникнет ли при этом проблемы с налоговой инспекцией по поводу норматива, по которому не менее 40% деятельности лизингодателя должно приходиться на операции лизинга?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также