...Предприятие сдает в аренду общественной организации дом культуры, находящийся на его балансе. Земельный налог не был уплачен за земельный участок под домом культуры. При проверке налоговая инспекция предъявила требования к предприятию на уплату земельного налога за земельный участок под домом культуры. Правомерны ли решения налоговой инспекции?

В соответствии с п.10 ст.12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога освобождаются учреждения культуры независимо от источника финансирования. Данная норма была введена в действие в соответствии с Законом Российской Федерации от 16.07.1992 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России". Руководствуясь п.10 ст.12 Закона N 1738-1 и учитывая социальную незащищенность объектов социально - культурного назначения, налоговые инспекции ранее не предъявляли требования на уплату налога за земли под зданиями культуры, являющимися структурными подразделениями предприятий и организаций.
До 1995 г., т.е. до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), действительно не предъявлялось требований к предприятиям, организациям и учреждениям по уплате налога за земли, занятые данными объектами культуры, так как не было четкого определения понятия "учреждение". В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В связи с этим указанная в п.10 ст.12 Закона N 1738-1 льгота по земельному налогу должна предоставляться только самостоятельной организации - учреждению культуры, если деятельность этой организации носит некоммерческий характер и для осуществления своей деятельности финансируется из бюджета. Таким образом, предприятию не может быть предоставлена льгота за земли, занятые под зданием дома культуры, являющимся его структурным подразделением.
Кроме того, Федеральный закон от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" дополнил ст.12 Закона N 1738-1 частью четвертой, в соответствии с которой с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Передача в аренду здания дома культуры предполагает и передачу в пользование и земельного участка под домом культуры (и с прилегающей к зданию территорией). Тем более что ст.652 ГК РФ определяет, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Таким образом, в данном случае налоговая инспекция поступила правильно, требуя за эту площадь (здание дома культуры) представления налоговой декларации и уплаты земельного налога. И как было отмечено выше, после принятия ГК РФ считать льготным земельный участок под домом культуры также не обоснованно.
Что касается условий договора аренды о направлении полученных средств на ремонт помещений, приобретение музыкальных инструментов и т.д., то данные расходы приводят к уменьшению налога на прибыль предприятий и не имеют отношения к земельному налогу и арендной плате за землю, так как согласно ст.1 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации с 1992 г. стало платным.
Подписано в печать Р.Габбасов
27.08.1999 Н.Голубева

Советники налоговой службы
I ранга
"Финансовая газета", 1999, N 35

...В июле 1998 г. введен коэффициент градостроения на землю и территория предприятия оказалась в зоне с более высоким коэффициентом. Права ли налоговая инспекция, требующая применять к ставкам земельного налога повышающие коэффициенты, один из которых применяется согласно Закону "О федеральном бюджете на 1999 год", а другой - в случае изменения зоны города?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также