...В течение 1998 г. банком не был исполнен ряд платежных поручений предприятия на перечисление налогов в бюджет. Налоговая инспекция начисляет штрафные санкции за задержку платежей . Права ли налоговая инспекция, учитывая положения Постановления Конституционного суда n 24-П?

Действительно, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определено, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет (применительно к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды).
При этом недостатком данного Постановления Конституционного Суда следует признать отсутствие какого-либо указания на порядок применения его положений на отношения, возникшие до даты принятия (однако следует заметить, что это не являлось предметом судебного разбирательства).
В п.4 резолютивной части лишь сказано, что Постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", то есть определено, что Постановление вступает в силу в общеустановленном порядке - по истечении 10 дней со дня опубликования.
Вместе с тем, согласно Постановлению в установленном порядке в судах низших инстанций подлежали пересмотру дела АО "Кондопожского комбината хлебопродуктов" и Научно - исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники, споры которых с налоговыми органами и были предметом заседания Конституционного Суда.
А споры эти явно возникли до даты принятия Постановления, т.е. до 12 октября 1998 г.
Таким образом, Конституционный Суд не сказал "нет" в вопросе порядка распространения положений Постановления на отношения, сложившиеся до 12 октября 1998 г.
Что однозначно определил Суд, так это то, что положения п.3 ст.11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", как предусматривающего прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица с момента поступления соответствующих сумм в бюджет, являются неконституционными.
Налоговые же органы в своей практической деятельности очевидно используют положения действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных актов и не распространяют требования Постановления N 24-П на отношения, сложившиеся до его даты принятия (хотя правильнее при этом было бы, согласно действующего законодательства, - до даты истечения 10-дневного срока со дня официального опубликования).
Министерство по налогам и сборам подтвердило данное мнение и, тем самым, еще более укрепило позиции местных налоговых инспекций в Письме от 24 мая 1999 г. N АС-6-18/422, согласно которому "суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные по платежным поручениям налогоплательщика либо инкассовым поручением налогового органа до 12 октября 1998 г. и не поступившие на соответствующий бюджетный счет, не считаются уплаченными и не подлежат зачету или возврату".
При этом Письмо устанавливает, что право требования к кредитной организации не перечисленных в бюджет до 12 октября 1998 г. денежных средств остается за налогоплательщиком, а после 12 октября 1998 г. принадлежит налоговому органу.
Исходя из вышеизложенного следует, что фактически местные налоговые органы самостоятельно не смогут принять решение о пересчете штрафных санкций и недоимок по суммам произведенных юридическими лицами налоговых платежей, задержанных учреждениями банков по отношениям, сложившимся до 12 октября 1998 г.
Подтолкнуть на это их смогут, например, решения по каждому конкретному спору предприятия в арбитражных судах любых инстанций или же новое решение Конституционного Суда, предметом разбирательства которого уже должен стать порядок применения положений Постановления N 24-П на отношения, сложившиеся до него.
Подписано в печать
09.08.1999
"Консультант Бухгалтера", 1999, N 9

Возможно ли осуществлять капитальные вложения за счет оборотных средств, отвлеченных из оборота предприятия на эти цели ввиду отсутствия прибыли, и учитывать их в строке "Прочие источники" разд.4 "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" формы n 5, не делая при этом бухгалтерских проводок?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также