...Учитывая льготы, установленные Законом n 3266-1, правомерно ли требование налоговых органов внести в бюджет плату за загрязнение природной среды? Должны ли в 1999 г. вноситься указанные платежи после вступления в силу части первой НК РФ, в ст.13 которого говорится об экологическом налоге, а не о плате за загрязнение природной среды?

В Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ и от 16.11.1997 N 144-ФЗ) записано, что образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю (п.3 ст.40).
Однако в ст.3 этого же Закона предусмотрено, что федеральные законы в области образования являются законами прямого действия только в части регулирования в рамках установленной федеральной компетенции вопросов отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. Таким образом, в сферу законодательства Российской Федерации в области образования не входит непосредственное регулирование вопросов налогообложения.
Следует также отметить, что согласно законам о федеральном бюджете на 1995 - 1998 гг. доходы федерального бюджета формировались в том числе за счет платежей за пользование природными ресурсами (включая платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия). Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что доходы бюджета формируются в том числе за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, в размере 10% доходов.
После вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) (введена в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ) налоги и платежи, указанные в ст.ст.19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в том числе платежи за пользование природными ресурсами), продолжают взиматься в соответствии с действующим порядком впредь до введения ст.ст.13, 14 и 15 НК РФ. В частности, ст.13 НК РФ вступит в силу только после введения в действие части второй НК РФ.
Отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды, направляемые в доход федерального бюджета Российской Федерации, установлены Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. Законов РФ от 21.02.1992 N 2397-1, от 02.06.1993 N 5076-1), которым льготы, заключающиеся в освобождении от уплаты этих отчислений, не предусмотрены.
Пунктом 5 ст.3 НК РФ предусмотрено, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ, а льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками (п.1 ст.56 НК РФ).
В связи с вышеизложенным образовательные организации должны вносить платежи за загрязнение природной среды.
Подписано в печать В.В.Петрунин
23.07.1999 Советник налоговой службы

I ранга "Налоговый вестник", 1999, N 8

...ТЭЦ заключила договор на поставку речной воды с организацией, которой принадлежит право водозабора. Поскольку организация практически не работает и ТЭЦ использует водозабор для своих нужд, вправе ли ТЭЦ рассчитывать на применение льготной ставки платы за воду для предприятий, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики, согласно Закону n 71-ФЗ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также