...Организация имеет в банке картотеку неоплаченных платежных документов, но согласно срокам платежей представляет в банк платежные поручения на перечисление всех налогов и сборов. Налоговая инспекция и все фонды выставляют инкассовые поручения на взыскание этих же сумм в бесспорном порядке. Возможно ли не представлять в банк платежные поручения на перечисление налогов?

Ранее такая ситуация на самом деле могла создаваться. Более того, налоговая инспекция, располагая информацией о списании сумм налогов и сборов с расчетного счета налогоплательщика, по сути не имела права отзывать выставленные инкассовые поручения до момента поступления денежных средств на счета налоговой инспекции. После принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 12 октября 1998 г. N 24-П (до налоговых инспекций доведено Письмом Госналогслужбы России от 20 октября 1998 г. N ВП-6-11/749@) положение изменилось.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признано не соответствующим Конституции РФ положение п.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.
Налогоплательщик, являясь клиентом кредитной организации, связанной с ним договором банковского счета, вправе требовать от кредитной организации исполнения своих платежных поручений, а также получать информацию об осуществленных кредитной организацией операциях по расчетному счету и контролировать их осуществление.
В связи с этим Госналогслужбой России (в настоящее время МНС России) предложена схема, в соответствии с которой налоговые органы предлагают налогоплательщикам представлять в налоговый орган копии платежных поручений с отметками кредитных организаций об исполнении указанного поручения и выписки кредитных организаций об осуществленных операциях по расчетному счету, свидетельствующих о надлежащем исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.
Принятие налоговыми органами мер по бесспорному взысканию с налогоплательщика недоимок по налогам и сборам возможно только в случае отказа налогоплательщика представить указанные документы налоговым органам.
Следовательно, при нормальном взаимодействии между налоговыми органами и налогоплательщиками возможность повторного взыскания сумм налогов и сборов практически исключена.
Следует, правда, обратить внимание на то, что речь идет о представлении в налоговые органы исполненных (а не представленных в банк) платежных поручений. Однако судебная практика последних лет показывает, что в случае повторного списания сумм налогов с расчетного счета налогоплательщика иски выносятся не в пользу налоговых инспекций, причем судебные решения не ограничиваются возвратом излишне взысканных сумм. То есть и налоговые органы заинтересованы в таком решении вопроса, который исключает судебные разбирательства. По нашему мнению, вполне вероятна договоренность между налоговым органом и налогоплательщиком, согласно которой последние представляют копии платежных документов, представленных в банк.
В настоящее время порядок принудительного взыскания налогов регулируется ст.46 части первой НК РФ. Как можно заключить из текста статьи, положения упомянутого Постановления Конституционного Суда учтены не были.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что некоторые пункты порядка существенно уточнены. В частности, установлено, что решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Уже на этом этапе вопрос можно урегулировать, представив в налоговую инспекцию копии платежных поручений и обосновав причины задержки перечисления.
Кроме того, п.4 ст.46 части первой НК РФ предусмотрено, что инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Так как платежи одной очереди исполняются в порядке календарного поступления платежных документов в банк, а между платежным поручением организации и инкассовым поручением налогового органа могут поступить и другие документы, то организация имеет возможность сообщить налоговому органу об исполнении обязанности по уплате налога и потребовать отзыва инкассового поручения. Для повышения оперативности такого мероприятия целесообразно установить такие отношения с кредитным учреждением, при которых организация ставится в известность о произведенных налоговых платежах немедленно.
Подписано в печать
12.07.1999
"Консультант Бухгалтера", 1999, N 8

...Просим разъяснить, правильно ли поступила налоговая инспекция при проведении документальной проверки в 1998 - 1999 гг. за 1996 г., увеличив налогооблагаемую базу за 1996 г. на сумму неучтенного излишка товаров в 1994 г., выявленного организацией в 1996 г.? По балансу 1996 г. прибыль прошлых лет не числилась. По итогам 1994 г. получен убыток.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также