Какое нарушение налогового законодательства считается малозначительным? Возможно ли прекращение дела об административном правонарушении в связи с его малозначительностью?

Действующее налоговое законодательство и административное законодательство не содержат запрета на прекращение административных дел производством за малозначительностью совершенного правонарушения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами (ст.22 КоАП РСФСР).
В связи с этим при малозначительности совершенного административного правонарушения руководитель налогового органа (или его заместитель) может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Законодательством об административных правонарушениях предоставлена возможность органу (должностному лицу), рассматривающему дело, применить (при определенных условиях) в отношении нарушителя устное замечание, т.е. метод воспитательного воздействия, который не связан с административным взысканием.
В КоАП РСФСР и в налоговом законодательстве отсутствует перечень малозначительных правонарушений.
Вместе с тем малозначительные административные правонарушения - это такие нарушения, которые не представляют большой общественной опасности и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба интересам государства.
Должностное лицо налогового органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и применении ст.22 КоАП РСФСР обязано рассмотреть все стороны нарушения, оценить его последствия, убедиться, что совершением проступка не нанесен существенный ущерб государственным интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, данные о личности нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.д.
Исследуя в совокупности все установленные данные, должностное лицо налогового органа, принимая решение по административному делу, решает вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение - нарушение налогового законодательства, от административной ответственности в соответствии со ст.22 КоАП РСФСР и ограничивается устным замечанием.
В соответствии со ст.262 КоАП РСФСР орган (должностное лицо), рассмотрев дело об административном правонарушении, обязан вынести мотивированное постановление о прекращении дела производством.
Например, руководитель предприятия несвоевременно представил в налоговый орган расчет по налогу на прибыль, т.е. позже установленного срока (спустя несколько дней).
Ранее руководитель предприятия к административной ответственности за нарушения налогового законодательства не привлекался, имеет на иждивении двоих детей. Причиной допущенного нарушения явилась болезнь, что подтверждается представленным документом.
В данном случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, исследуя в совокупности все обстоятельства дела, данные о личности нарушителя и другие обстоятельства дела, вправе прекратить дело в связи с малозначительностью, вынести мотивированное постановление и объявить устное замечание.
Подписано в печать Е.В.Малашин
10.07.1999 Управление МНС России

по г. Москве "Налоговые известия Московского региона", 1999, N 7

...Согласно ст.132 НК РФ за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику к банку применяются налоговые санкции. Привлекается ли к административной ответственности руководитель банка или иного кредитного учреждения за несообщение в налоговый орган об открытии счета? Установлена ли НК РФ ответственность налогоплательщиков за совершение таких действий?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также