Поясните особенности налогообложения и учета бюджетных ассигнований, грантов и поступлений из внебюджетных фондов в научно - исследовательских и опытно - конструкторских предприятиях и организациях.

Чтобы правильно организовать учет бюджетных средств, необходимо четко разграничить целевое бюджетное финансирование и средства, выделяемые на выполнение работ и оказание услуг министерствами, ведомствами и другими бюджетными учреждениями, так как и учет, и налогообложение в данном случае осуществляются по-разному.
Так, целевые бюджетные ассигнования учитываются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления", который предназначен для обобщения информации о движении средств на осуществление мероприятий целевого назначения.
Законодательством предусмотрены льготы по налогообложению таких средств. В частности, от налога на добавленную стоимость освобождаются научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, выполняемые учреждениями науки и образования. Основанием для освобождения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, являются договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ (п.12 Инструкции Госналогслужбы России N 39).
К средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", предусматриваемые в бюджетах различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий (п.9 Инструкции Госналогслужбы России N 39).
Бюджетные средства облагаются налогом на прибыль при использовании их не по целевому назначению, и в этой части они подлежат изъятию в бюджет, как и доход, полученный от их нецелевого использования.
По результатам работы за год при наличии превышения доходов над расходами, с учетом выделенных ассигнований из бюджета на покрытие убытков по отдельным операциям, видам деятельности предприятия прибыль, образовавшаяся в сумме неиспользованных ассигнований из бюджета (разница между суммами дотаций и полученными убытками по дотируемым операциям), должна быть изъята в соответствующий бюджет, а оставшаяся часть прибыли подлежит налогообложению в установленном порядке (совместное Письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 11.05.1993 N N 04-02-04, ВГ-6-01/173 "О порядке учета при налогообложении средств, полученных из бюджета").
Получаемые безвозмездно средства от иностранных благотворительных организаций в виде грантов тоже являются целевыми и должны учитываться на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". Аналитический учет по этому счету нужно вести в разрезе целевых направлений (программ).
Средства, полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также средства, поступившие от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским учреждениям образования, науки и культуры, не включаются в состав внереализационных расходов (п.22 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37, с изменениями и дополнениями), т.е. они не облагаются налогом на прибыль и на добавленную стоимость (п.9 Инструкции Госналогслужбы России N 39).
Однако от НДС освобождаются лишь гранты, полученные от иностранных благотворительных организаций, что должно быть подтверждено справкой компетентного органа иностранного государства (с заверенным переводом на русский язык).
Таким образом, чтобы получить льготы по налогам нужно быть включенным в перечень организаций - исполнителей целевых программ, а также заручиться:
подтверждением о том, что средства получены непосредственно от иностранной организации, либо, если она организация - подрядчик, - подтверждением от исполнителя о перечислении средств на его счет;
отчетом о целевом использовании средств, полученных в виде гранта;
справкой из компетентного органа иностранного государства о том, что организация, перечислившая средства, является благотворительной;
полным пакетом таких документов, как договора, сметы расходов, счета - фактуры, акты выполненных работ и т.п.
Порядок учета средств из внебюджетных фондов на выполнение НИОКР регламентируется Письмом Минфина России от 01.06.1994 N 72 "Порядок учета средств внебюджетных фондов и отражения их в бухгалтерской отчетности". Эти средства, как правило, объединяются министерствами, ведомствами и иными федеральными органами исполнительной власти для последующего их выделения (распределения) на проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и других работ, предусмотренных положением о внебюджетном фонде. Средства выделяются на договорной основе. Получающая организация учитывает их на счете 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Средства, полученные из внебюджетных фондов НИОКР". Такие средства подлежат налогообложению в том же порядке, что бюджетные ассигнования, выделенные хозрасчетным предприятиям и организациям.
Подписано в печать С.А.Машкова
20.06.1999 ЗАО "Талекс - Аудит"
"Бухгалтерский учет", 1999, N 7

Часть федеральных налогов поступает в региональный бюджет. Может ли орган субъекта предоставлять в этой части налоговые льготы градообразующему предприятию, расположенному на его территории?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также