Какая ответственность предусмотрена в случае уклонения субъекта экономической деятельности от представления в налоговую инспекцию аудиторского заключения? Вправе ли налоговая инспекция применить налоговые санкции в соответствии с Налоговым кодексом РФ к предприятию при отказе от представления данного заключения?

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Пунктом 5 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", определено, что основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующим в Российской Федерации нормативным актам.
Нормативные и законодательные акты, определяющие порядок и основания проведения аудиторской проверки, не являются актами о предпринимательской деятельности.
В связи с тем что действующее налоговое законодательство не содержит состава административного правонарушения (непредставление или несвоевременное представление аудиторского заключения), привлечение к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций является неправомерным.
Как было отмечено ранее, бухгалтерская отчетность состоит из ряда документов, в связи с чем применение такого состава административного правонарушения, как представление по неустановленной форме бухгалтерского отчета, для решения вопроса о привлечении должностных лиц предприятий к административной ответственности также будет являться необоснованным.
В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 5 января 1996 г. N ПВ-4-13/3н "О проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы" налоговые инспекции обязаны принимать годовую бухгалтерскую отчетность вне зависимости от наличия или отсутствия аудиторского заключения в ее составе.
Пунктом 7 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации предусмотрено, что уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции, в виде штрафа:
- с экономического субъекта - от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
- с руководителя (руководителей) экономического субъекта - от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом.
Таким образом, в случае отказа налогоплательщика от представления документов и предметов по запросу налогового органа, а именно аудиторского заключения, к налогоплательщику могут быть применены налоговые санкции в размерах, предусмотренных ст.127 Кодекса (5 тыс. руб.).
Подписано в печать Е.В.Малашин
10.06.1999 ГНИ по г. Москве
"Налоговые известия Московского региона", 1999, N 6

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Применяются ли к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций административные меры воздействия за нарушение требований, предусмотренных ст.ст.116, 117, 118, 124, 125, 132 Кодекса?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также