...Предприятие имеет на балансе грузовые автомобили, на которые выдается мобилизационный наряд - задание райвоенкомата . Может ли предприятие не платить налог с владельцев транспортных средств на основании Указа Президента РФ n 553?)

Указом Президента РФ от 05.07.1992 N 553 (далее - Указ N 553) предусмотрено освобождение автотранспортных средств, находящихся в государственном мобилизационном резерве, от налога с владельцев автотранспортных средств.
Однако налог с владельцев автотранспортных средств является федеральным (пп."м" п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Налоговые льготы по уплате данного налога могут предоставляться плательщикам только в соответствии с налоговым законодательством РФ и субъектов РФ (п.1 ст.56 НК РФ, п.3 ст.23 Закона РФ от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", п.5 ст.6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", далее - Закон N 1759-1). Таким образом, до включения соответствующей нормы в закон, регламентирующий налоговые отношения, данная льгота применяться не должна.
Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев автотранспортных средств регламентируется Законом N 1759-1, которым не предусмотрена льгота в виде исключения из объекта налогообложения транспортных средств, числящихся в составе мобилизационного резерва. Таким образом, предприятие, имеющее на балансе автомобили мобилизационного резерва, не может претендовать на использование налоговой льготы, предусмотренной Указом N 553.
В то же время на практике налоговые органы руководствуются приведенной нормой Указа N 553. Об этом, в частности, свидетельствует одно из положений Методического пособия о порядке проведения документальной проверки на предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды, утвержденного Письмом Госналогслужбы России от 22.07.1994 N ВЗ-6-15/265. В разд.IV данного Методического пособия сказано: "по автотранспортным средствам, находящимся в государственном мобилизационном резерве в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 1992 г. N 553, налог не уплачивается". Следует обратить внимание на то, что данный документ не является нормативным актом, т.е. не порождает для налогоплательщиков прав и обязанностей, и предназначен для внутреннего пользования подразделениями налоговой службы.
Если предприятие все-таки решит воспользоваться льготой, предусмотренной Указом N 553, то необходимо установить, входят указанные автомобили в мобилизационный резерв.
Мобилизационный резерв представляет собой запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ и является одной из составляющих государственного резерва (ст.1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"). Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ (п.6 ст.4 вышеназванного Закона N 79-ФЗ). Имущество, входящее в состав мобилизационного резерва, может храниться в том числе и не на специализированных предприятиях. Использование запасов материальных ценностей, входящих в состав мобилизационного резерва, возможно только в установленных нормативными актами случаях.
Скорее всего, в рассматриваемой ситуации автотранспортные средства, указанные в мобилизационном задании, используются в хозяйственной деятельности предприятия, а автотранспортное предприятие лишь контролирует их техническое состояние и предоставляет в случае необходимости (мобилизации) указанным военным комиссариатом организациям.
То есть речь идет об исполнении предприятием военно - транспортной обязанности, предусмотренной ст.13 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положением о военно - транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента РФ от 02.10.1998 N 1175. Военно - транспортная обязанность устанавливается в целях своевременного, качественного и полного обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ в период мобилизации и в военное время (п.1 названного Положения). Военно - транспортная обязанность распространяется на организации, являющиеся собственниками транспортных средств, независимо от формы собственности (п.3 Положения). Выполнение этой обязанности в мирное время предполагает проведение мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, заблаговременной подготовкой транспортных средств и обеспечением их работы в соответствии с мобилизационными заданиями (п.п.5 и 8 Положения).
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в обсуждаемом случае автотранспортные средства не входят в состав мобилизационного резерва. Следовательно, предприятие не сможет воспользоваться льготой по налогу с владельцев автотранспортных средств, предусмотренной Указом N 553.
Подписано в печать Е.Тимохина

10.06.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 6(10

...В 1999 г. ОАО было реорганизовано путем выделения из его состава ЗАО с 45% акций. Пропорционально количеству акций было выделено имущество по заявлениям акционеров исходя из стоимости чистых активов. При этом были составлены разделительный баланс, передаточный акт и договор на передачу имущества. Является ли ОАО плательщиком НДС с имущества, переданного ЗАО?)  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также