С расчетного счета предприятия по платежным поручениям банком списаны денежные средства в счет уплаты налогов. В бюджет данные суммы не попали. ГНИ уведомила предприятие, что, поскольку платежные поручения были оформлены до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ n 24-П, налоги не считаются уплаченными и за предприятием остается задолженность...

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности п.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Постановление N 24-П) признал не соответствующей Конституции сложившуюся правоприменительную практику положений п.3 ст.11 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), в соответствии с которой моментом уплаты налога считался день поступления денежных средств в бюджет. Конституционный Суд установил, что налог считается уплаченным в день списания кредитным учреждением денежных средств с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления данной суммы в бюджет или во внебюджетный фонд.
На основании ст.78 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" можно сделать следующий вывод.
Постановление N 24-П вступило в силу немедленно после его провозглашения, т.е. 12 октября 1998 г. Норма, содержащаяся в п.3 ст.11 Закона N 2118-1, с учетом смысла, придаваемого ей правоприменительной практикой, как предусматривающая, что обязанность по уплате налога сохраняется до момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающая возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших по вине банка в бюджет налогов, утратила силу как не соответствующая Конституции РФ с 12 октября 1998 г.
Таким образом, если с 15 сентября 1998 г. у предприятия сохранялась обязанность по уплате налога в соответствии с имевшей тогда место правоприменительной практикой п.3 ст.11 Закона N 2118-1, то с 12 октября 1998 г. такая обязанность прекращается как основанная на норме, признанной неконституционной. Налог считается уплаченным с момента списания денежных средств со счета, т.е. с 15 сентября 1998 г.
Соответственно налоговые органы не вправе после 12 октября 1998 г. требовать уплаты не поступивших в бюджет сумм налогов, которые были списаны банком с расчетного счета налогоплательщика на основании платежных поручений последнего, оформленных до вступления в силу Постановления N 24-П.
Аналогичное утверждение содержится и в Письме Госналогслужбы России от 20.10.1998 N ВП-6-11/749@ "О применении п.3 ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Таким образом, мнение ГНИ не только противоречит Постановлению N 24-П, но и не согласуется с обязательными для налоговых инспекций указаниями Госналогслужбы России.
Подписано в печать М.Масленников

10.06.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 6

...В штате ООО 10 человек, 5 из которых - инвалиды. Учредитель общества - физическое лицо. Основной вид деятельности общества - реализация полиграфической продукции. Какими льготами по налогам пользуется общество в 1999 г.? Распространяются ли на него льготы, предусмотренные Федеральным законом от 04.01.1999 n 1-ФЗ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также