Просим проанализировать ответ на вопрос, так как на нашем предприятии сложилась аналогичная ситуация. Можно ли руководствоваться ответами, которые подписаны специалистами?

Наше предприятие приобрело в марте 1998 г. персональные компьютеры по стоимости приобретения ниже установленного лимита стоимости МБП. Налоговая инспекция требует отнесения персональных компьютеров к основным средствам независимо от их стоимости. При этом приводится следующее обоснование.
Критерии отнесения материально - вещественных ценностей к основным средствам были указаны в разделе "Основные средства и нематериальные активы" Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 26.12.1994 N 170 (в ред. Приказов Минфина России от 19.12.1995 N 130, от 28.11.1996 N 101, от 03.02.1997 N 8). Основные средства представляют собой совокупность материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Пунктом 41 Положения было определено, что к основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Данный перечень не является закрытым. В соответствии с содержанием п.45 Положения к основным средствам (независимо от их стоимости) отнесены также сельскохозяйственные машины и орудия, строительный и механизированный инструмент, оружие, рабочий и продуктивный скот, причем по некоторым позициям основных фондов в этом пункте даны уточнения, например, в п.41 к основным средствам отнесены здания, сооружения, а в п.45 дано уточнение, что временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительных работ в составе накладных расходов, не следует относить к основным средствам. Уточнений, касающихся вычислительной техники, не внесено. Помимо указанных выше предметов к основным средствам относятся предметы стоимостью на дату приобретения более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их службы.
В связи с изложенным являющиеся вычислительной техникой персональные компьютеры относятся к основным средствам независимо от их стоимости на дату приобретения, так как на это прямо указано в п.41 Положения. Норма амортизации по персональным компьютерам установлена в размере 10% (шифр 48008, Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072). Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, и производится ежемесячно. С 1 января 1999 г. порядок отнесения к основным средствам определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, в соответствии с которыми вычислительная техника также относится к основным средствам.
Просим дать комментарий к приведенному обоснованию.
В приведенном тексте содержится неправильная трактовка нормативного документа, поскольку к основным средствам относятся предметы не помимо тех , которые перечислены в п.41 Положения, а предметы, перечисленные в п.41 Положения и удовлетворяющие, кроме того, требованиям, установленным для основных средств п.45 Положения, где было указано:
"не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях - в составе малоценных предметов и других ценностей:
а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством российской федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости".
В утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, введенном в действие с 1 января 1996 г., говорится:
"К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов".
Однако двумя абзацами ниже сказано следующее:
"В соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации к основным фондам не относятся:
а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого минфином россии, независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости").
Поскольку в соответствии с Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" с 1 января 1999 г. утратил силу Приказ N 170, на который имеется ссылка в обосновании, с 1 января 1999 г. лимит установлен п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом N 34н.
В этом пункте записано, что "не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях - в составе малоценных предметов и других ценностей:
а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных организаций - 50-кратного) установленного законодательством российской федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
Руководитель организации имеет право (но не обязан!!! - прим. автора) установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте".
Далее, в п.53 говорится, что "предметы, предусмотренные пунктом 50 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения или изготовления за минусом суммы начисленной амортизации, а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости". Действительно, в п.46 действующее в настоящее время Положение относит к основным средствам в том числе и вычислительную технику, но это отнесение должно осуществляться с обязательным соблюдением требований, содержащихся в п.50, так как это пункты одного и того же документа и относящиеся к одному и тому же разделу этого документа - "Основные средства".
Поэтому при принятии какого-либо предмета (объекта) к учету должна соблюдаться последовательность действий:
определить, к какой именно группе объектов относится принимаемый предмет - к основным средствам или МБП - исходя из стоимостных лимитов и срока его полезного использования (если нет иных, предусмотренных нормативными документами дополнительных требований);
принять предмет (объект) к учету в соответствии с установленным порядком для данной группы объектов учета.
При осуществлении учетных операций в первую очередь следует руководствоваться требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" и нормативными документами Минфина России, поскольку в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" именно в его компетенции находятся вопросы бухгалтерского учета. Это следует из п.5 Положения, где, в частности, сказано, что одной из основных задач Минфина России является обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Банке России и кредитных организациях).
Подписано в печать Л.Стуков
28.05.1999 Аудитор
"Финансовая газета", 1999, N 22

По какой ставке начисляются пени в 1999 г. за несвоевременное перечисление платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также