Относятся ли должности централизованных бухгалтерий при органах исполнительной власти к государственным должностям, замещаемым государственными служащими, и должности централизованных бухгалтерий при органах местного самоуправления к муниципальной службе?

Рассмотрение вопроса следует начать с Постановления Совета Министров СССР от 06.11.1964 N 923 "О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве".
Совет Министров СССР указанным Постановлением обязал органы исполнительной власти республик, совнархозы сосредоточить в централизованных бухгалтериях при исполкомах Советов депутатов трудящихся, их управлениях и отделах бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятий, учреждений, организаций с небольшим объемом работ.
Совет Министров РСФСР в порядке реализации вышеназванного акта своим Постановлением от 26.12.1964 N 1616, по сути, повторил положения союзного Постановления.
Кроме того, Постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 N 34 была предусмотрена организация бухгалтерского учета путем упразднения бухгалтерий отдельных учреждений и создания централизованных бухгалтерий за счет общей численности и фонда заработной платы этих бюджетных учреждений.
Из этих документов, многие положения которых впоследствии официально признаны утратившими силу или фактически утратили значение, можно сделать несколько выводов.
1. Создание централизованных бухгалтерий предусматривалось при органах исполнительной власти, и работники этих бухгалтерий не являлись (и не должны были являться) сотрудниками аппаратов органов исполнительной власти.
2. Централизованные бухгалтерии образовывались за счет численности и штатов обслуживаемых учреждений. Из управления бюджетными учреждениями изымалась функция бухгалтерского учета, т.е. в определенной степени произошла утрата финансовой самостоятельности организаций.
3. Нормативная база бывшего Союза ССР по регулированию деятельности централизованных бухгалтерий пришла в противоречие с действующим российским законодательством.
С 1993 г. в Российской Федерации была начата работа по организации и законодательному оформлению государственной службы. К настоящему времени принят Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", утверждены реестры государственных должностей. Граждане Российской Федерации, исполняющие обязанности по государственным должностям государственной службы в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, являются государственными служащими. Для государственных служащих установлены определенные ограничения и гарантии.
Введение государственных должностей государственной службы в государственных учреждениях указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Поэтому должности в централизованных бухгалтериях, являющихся структурами при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их подразделениях или органах местного самоуправления, не могут быть признаны государственными должностями, а работники, замещающие указанные должности, - государственными служащими. В данном случае логично вести речь об одинаковом статусе работников централизованных бухгалтерий и работников обслуживаемых организаций.
В соответствии со ст.120 ГК РФ обслуживаемые в настоящее время централизованными бухгалтериями учреждения (организации) имеют определенное правовое положение, а их руководители - соответствующие права.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предусматривает право руководителей организаций (учреждений) в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Согласно используемым в Законе понятиям руководитель организации является руководителем исполнительного органа организации либо лицом, ответственным за ведение дел.
Гражданское законодательство вводит договорную форму взаимоотношений обслуживаемых учреждений (организаций) и централизованных бухгалтерий. Из названного Федерального закона следует, что руководитель организации в случае осуществления бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией должен заключать соответствующий договор.
Представляется, что соответствующими органами должен решаться вопрос о статусе таких бухгалтерий (ст.120 ГК РФ). Исполнительные органы власти не вправе обязывать бюджетные организации сохранять за централизованными бухгалтериями функции по их обслуживанию, так как это противоречит действующему законодательству.
Если решен вопрос о статусе, правах юридического лица, то централизованные бухгалтерии могут за счет увеличения объемов оказываемых услуг (в том числе и внебюджетным организациям), повышения их качества, производительности труда и снижения затрат зарабатывать дополнительные средства.
Гораздо сложнее определить статус работников отдельных централизованных бухгалтерией, которые ведут бухгалтерский учет обслуживаемых бюджетных организаций, а также государственного органа, при котором они созданы. В связи с тем что ведение бухгалтерского учета относится не к основным функциям государственного органа, а к обеспечивающим, включение части должностей таких структур при органах исполнительной власти в реестр государственных должностей субъекта Российской Федерации невозможно, так как это противоречило бы Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Подписано в печать A.C.Петров
20.05.1999 Эксперт

В.Д.Носачева
Эксперт
"Бухгалтерский учет", 1999, N 6

...По решению общего собрания АО должно было приобрести 10% обыкновенных и привилегированных акций с целью уменьшения уставного капитала. Поскольку фактически удалось купить только обыкновенные акции, уставный капитал АО уменьшается на сумму номинальной стоимости приобретенных обыкновенных акций, а доля привилегированных акций оказалась больше 25%. Как быть?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также