Как в бухгалтерском учете отражать расходы по лицензированию?

В нормативных и законодательных актах нет конкретных указаний по правилам отражения затрат на приобретение лицензии на право ведения определенного вида деятельности, что зачастую ведет к противоречиям между предприятиями и налоговой инспекцией. Данные противоречия основываются на двух основных вопросах: на какой счет относить стоимость лицензии, за счет каких средств покрывать затраты на ее приобретение?
Следует согласиться с тем, что под лицензией подразумевается не просто бумажный носитель информации, а некий актив, который нельзя физически потрогать, но который дает определенные права своему владельцу, т.е. имеет нематериальный характер. Рассмотрим, можно ли его отнести к бухгалтерскому понятию "нематериальные активы". Согласно совместному Письму Минфина России и Госналогслужбы России от 01.11.1993 N N 119, НП-4-04/172н "О лицензировании отдельных видов деятельности" расходы по лицензированию за право осуществления отдельных видов деятельности подлежат отражению предприятиями в бухгалтерском учете по дебету счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет". В соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, износ нематериальных активов включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако данное Письмо не является нормативным документом и вступает в противоречие с последующими актами Минфина России.
Так, в п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, дан конкретный перечень нематериальных активов, используемых в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящих доход. К ним относятся права, возникающие:
из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
из прав на ноу - хау и др.
Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.
Этот перечень - закрытый, и как таковое понятие "лицензия" в него не входит. Однако в некоторых случаях лицензию можно отнести к статье "Организационные расходы". Согласно п.4.23.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (Приложение 2 к Приказу Минфина России от 12.11.1996 N 97) по данной статье показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал, которые на себестоимость не относятся. Поэтому лицензию можно отнести на организационные расходы и учесть как нематериальные активы только в том случае, если она удовлетворяет данным условиям, т.е. расходы на ее приобретение произвело не само предприятие, а учредитель.
Но как быть, если предприятие уже зарегистрировано, но для работы требуется приобрести лицензию или лицензия приобретается для продления прежнего вида деятельности? В этом случае, по нашему мнению, расходы на ее приобретение следует учитывать как общехозяйственные расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Соответственно, при принятии на учет ее следует отнести на счет 31 "Расходы будущих периодов", а затем в течение всего срока ее действия списывать на счет 26 "Общехозяйственные расходы" и относить на себестоимость.
Если организация меняет свою организационно - правовую форму, то у нее могут возникнуть расходы, связанные с необходимостью переоформления учредительных и других документов (в том числе и лицензии). Финансирование указанных расходов производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Следует обратить внимание на следующий вопрос. Согласно п.1 Положения о составе затрат себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку затрат, используемых в процессе ее производства. Поэтому если предприятие ведет деятельность, не предусмотренную данной лицензией, то ее стоимость нельзя списать на себестоимость продукции, а следует отнести на чистую прибыль предприятия.
Таким образом, в большинстве случаев затраты на приобретение лицензии на право ведения определенного вида деятельности необходимо рассматривать как общехозяйственные расходы и относить на себестоимость того вида деятельности, на право осуществления которого получена лицензия.
Пример. Предприятие ведет ремонтно - строительные работы. Для продолжения деятельности были приобретены две лицензии на монтажные и отделочные работы сроком на 3 года. Затраты на их приобретение составили 30 и 60 руб. соответственно.
Д-т сч. 31, К-т сч. 76 - 30 руб. - отражены затраты на приобретение лицензии на монтажные работы;
Д-т сч. 31, К-т сч. 76 - 60 руб. - отражены затраты на приобретение лицензии на отделочные работы.
Рассчитаем сумму ежемесячного списания данных затрат:
30 : 3 : 12 = 0,83 руб.;
60 : 3 : 12 = 1,67 руб.
Д-т сч. 26, К-т сч. 31 - 2,5 руб. (0,83 + 1,67) - стоимость лицензии отнесена на общехозяйственные расходы;
Д-т сч. 20, К-т сч. 26 - 2,5 руб. - общехозяйственные расходы отнесены на себестоимость.
Допустим, что в следующем месяце предприятие вело монтажные работы и не вело отделочных работ.
Д-т сч. 26, К-т сч. 31 - 0,83 руб. - стоимость лицензии на монтажные работы отнесена на общехозяйственные расходы;
Д-т сч. 20, К-т сч. 26 - 0,83 руб. - общехозяйственные расходы отнесены на себестоимость;
Д-т сч. 88, К-т сч. 31 - 1,67 руб. - стоимость лицензии на отделочные работы отнесена на счет чистой прибыли предприятия.
Подписано в печать А.Грибков
30.04.1999 Аудитор
"Финансовая газета", 1999, N 18

Какие санкции могут быть применены к предприятию, если оно осуществляло свою деятельность без лицензии?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также