В связи с активизацией процесса реформирования налоговой системы хочется понять позицию государственных органов, в том числе Госналогслужбы России, относительно постановки вопроса со стороны налогоплательщиков о возможности расширения льготирования по НДС. Какие законодательные акты существуют на этот счет?

Ответ на этот необычный вопрос заслуживает особого внимания.
С развитием рыночных отношений возникает ситуация, когда демократическая форма волеизъявления налогоплательщиков для постановки вопроса о принятии положительных решений по увеличению числа хозяйственных операций, освобождаемых от НДС, наталкивается на серьезное оппонирование.
Государственные органы, подготавливающие заключения по налоговым вопросам, используют в своей работе следующие документы:
1. Закон РФ от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (п.3 ст.23), в котором указано, что не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством РСФСР.
Это очень важная позиция, поскольку в ряде случаев имеют место случаи неправильного включения налоговых льгот в так называемые отраслевые законодательные акты (не в законы о соответствующих видах налогов), а также в проекты постановлений (распоряжений) Правительства РФ.
Этот принципиально важный подход к решению вопроса о льготах был подтвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.1992 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации", в котором подчеркнуто, что федеральные налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации, принимаемыми в форме закона и постановления по вопросам налогообложения, и нормативными актами соответствующих органов, определяемых этими законодательными актами. Изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в ст.10 которого установлено, что льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.19 этого Закона подтверждается, что федеральные налоги (в том числе размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Такое понимание вопроса очень актуально в свете неправомерного предоставления налоговых льгот по НДС и другим федеральным налогам по закрытым административным территориальным образованиям и некоторым субъектам Российской Федерации.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1995 N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации", в котором Правительству РФ поручено внести предложения по сокращению перечня льгот, установленных в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, включая льготы, предоставленные Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".
4. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", который провозгласил основным направлением государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации - сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.
5. Федеральный закон от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", в ст.39 которого Госналогслужбе России поручено обеспечить предоставление налоговых льгот исключительно в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.
Более того, ввиду исключительно важного значения, придаваемого функционированию стабильной налоговой системы, не ущемляющей финансовые интересы государства, ст.114 вышеназванного Федерального закона установила, что нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета на 1998 г., а также сокращающие его доходную базу, реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на 1998 г., а также после внесения соответствующих изменений в настоящий Федеральный закон.
Подписано в печать Б.А.Минаев
23.04.1999 Государственный советник

налоговой службы II ранга "Налоговый вестник", 1999, N 5

...В последнее время широкое распространение получили неденежные формы расчетов, различного рода взаимные зачеты. В каком порядке осуществляются исчисление НДС, подлежащего уплате в бюджет, и его зачет, если одна из сторон взаимозачета поставляет ГСМ вместо предоставления сельхозпредприятиям сумм дотации на животноводческую продукцию "живыми деньгами"?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также