...Российская фирма заключает по поручению российского заказчика контракт по импорту оборудования с инофирмой, у которой в РФ постоянное представительство. Оплата контракта производится за счет средств федерального бюджета. На кого возлагается обязанность по уплате НДС по оказанным инофирмой услугам, связанным с введением оборудования в эксплуатацию?

Объектом обложения НДС являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг (пп."а" п.1 ст.2 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; далее - Закон о НДС).
Плательщиками НДС являются в том числе и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ (пп."д" п.1 ст.2 Закона о НДС).
Таким образом, при определении налоговых обязательств инофирмы в рассматриваемой ситуации важное значение приобретает установление места реализации оказываемых ею услуг.
В данном случае оказываемые итальянской фирмой услуги носят вспомогательный характер по отношению к реализации поставляемого оборудования (см., например, Письма Минфина России от 22.07.1998 N 04-03-08, от 15.04.1998 N 04-03-08). В этой связи местом реализации этих услуг следует считать место реализации основных товаров (п.5 ст.4 Закона о НДС).
Непосредственно Закон о НДС не дает определения понятия места реализации товаров.
Вместе с тем следует учитывать, что реализация товаров напрямую связана с переходом права собственности на эти товары к другому лицу (п.1 ст.39 НК РФ), поэтому место реализации должно определяться в зависимости от территории, на которой осуществляется переход права собственности. Если российское юридическое лицо становится собственником приобретаемого оборудования до пересечения им государственной границы РФ, то местом реализации оборудования является территория иностранного государства.
Следовательно, при оказании услуг по обучению персонала покупателя, а также услуг по контролю за проведением монтажа оборудования обязанности по уплате НДС в бюджет РФ будут возложены на инофирму только в том случае, если право собственности на реализуемое оборудование перейдет к российскому покупателю на территории РФ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации инофирма состоит на учете в налоговом органе, она должна самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет НДС в порядке, предусмотренном Законом о НДС (п.5 ст.7 Закона о НДС).
Во избежание каких-либо претензий со стороны налоговых органов к российскому предприятию, выплачивающему инофирме вознаграждение за оказанные услуги, ему следует позаботиться о документах, подтверждающих постановку инофирмы на налоговый учет в РФ. В качестве таких документов используется либо третий экземпляр уведомления об источнике доходов по форме, установленной в Приложении 1 к Инструкции N 34, с отметкой налогового органа, либо информационное письмо налоговой инспекции о постановке итальянской фирмы на налоговый учет.
Подписано в печать Е.Тимохина

10.04.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 4

В настоящее время по данным ГНИ образовалась недоимка по НДС в федеральный бюджет и такая же сумма переплаты в городской бюджет. Может ли ГНИ согласно п.5 ст.78 НК РФ направить переплату из местного бюджета по НДС на уплату других налогов в тот же бюджет? В настоящее время ГНИ требует на это решение местного финансового управления.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также