Как определить момент прекращения обязанности юридического лица по уплате налога?

Конституционный Суд Российской Федерации 12 октября 1998 г. принял Постановление N 24-П, в котором определяется момент прекращения обязанности юридического лица по уплате налога. Это не момент поступления сумм налогов в бюджет (как предусматривалось сложившейся практикой трактования п.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), а момент списания кредитной организацией с расчетного счета налогоплательщика - юридического лица суммы налогового платежа независимо от факта зачисления ее на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
В Письме Госналогслужбы России от 20.10.1998 N ВП-6-11/749@ указано, что налоговые органы не вправе взыскивать с налогоплательщиков суммы налогов, списанные с их расчетных счетов на основании платежных поручений и не перечисленные в бюджет по вине кредитной организации. Поэтому выставленные и неисполненные инкассовые поручения налоговых органов по состоянию на 12 октября 1998 г. подлежат отзыву в том случае, когда с расчетных счетов налогоплательщиков по их платежным поручениям суммы налогов и сборов уже списаны кредитными организациями.
Принятие данного Постановления Конституционного Суда особенно актуально в связи с экономическим кризисом, когда стала очевидной для предприятий, учреждений и организаций угроза начисления налоговыми органами пеней по налогам. Организации оказались в этой ситуации без вины виноватыми: они передали платежные поручения на уплату налогов в кредитные организации, а последние не выполнили эти поручения либо из-за собственных проблем с финансами, либо в силу причин противозаконного характера.
Согласно указанным изменениям законодательства налоговые органы вправе принять меры к бесспорному взысканию с налогоплательщика недоимки по налогам и сборам при установлении следующих фактов:
налогоплательщиком не предъявлены в кредитные организации платежные поручения на перечисление в бюджет денежных средств;
на расчетных счетах налогоплательщиков нет денежных средств, необходимых для исполнения их платежных поручений на уплату налогов и сборов;
кредитной организацией не списаны денежные средства с расчетного счета по платежным поручениям налогоплательщика на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд.
Налоговый орган вправе предложить налогоплательщикам представить ему копии платежных поручений с отметками кредитных организаций об их исполнении и выписки кредитной организации о произведенных операциях по расчетному счету. В случае отказа налогоплательщика представить документы, подтверждающие надлежащее исполнение им обязанности по уплате налогов и сборов, госналогинспекции должны самостоятельно направлять соответствующие запросы в банки.
Для предотвращения последующих задержек с перечислением кредитными организациями в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды денежных сумм, списанных с расчетных счетов клиентов по их платежным поручениям, налоговые органы совместно с органами Федеральной службы налоговой полиции и территориальными отделениями Центрального банка Российской Федерации начали составление реестров "неблагонадежных" с этой точки зрения банков (юридическое основание - упоминавшееся Письмо Госналогслужбы России от 20.10.1998 N ВП-6-11/749@). При работе с налогоплательщиками - юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица специалисты налоговых инспекций будут настоятельно рекомендовать им не заключать договоры на кредитно - финансовое обслуживание с кредитными организациями, попавшими в реестр.
Однако в том случае, если при проведении документальной или камеральной проверки деятельности организации обнаруживаются задержки по перечислению ею налоговых платежей в бюджеты всех уровней, налоговые органы будут решать вопрос о начислении пеней и штрафов именно налогоплательщику. Следует добавить, что составление реестров "неблагонадежных" кредитных организаций станет частью ежедневной контрольной работы налоговых органов, т.е. в ходе проверок они будут дополняться оперативной информацией: либо пополняться по мере обнаружения фактов нарушения закона кредитными учреждениями, либо те из них, в которых в лучшую с точки зрения соблюдения законодательства сторону изменились кредитная политика и финансовое состояние, будут исключаться из них.
Подписано в печать А.В.Щенева
26.03.1999 ГНИ по Московской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 13

...Можно ли удержать подоходный налог с совокупного дохода работника по месту основной работы? Если да, то как это отразить при заполнении Отчета об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах подоходного налога ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также