В каком порядке осуществляются расчеты по местным налогам и сборам юридических лиц и их обособленных подразделений, расположенных в различных регионах?

В соответствии с п.1 ст.132 Конституции РФ, п.п.3 и 4 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п.1 ст.8 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", п.5 ст.1 и п.4 ст.12 части первой НК РФ право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.
Кроме того, п.1 ст.39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно, а пп.4 п.3 ст.15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.
Согласно ст.55 ГК РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Пунктом 3 этой же статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В случае если юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта Российской Федерации, фактически находится на территории другого, то оно обязано уплачивать местные налоги по своему фактическому месту нахождения (осуществления деятельности), поскольку п.1 ст.44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
Согласно ст.19 гл.3 части первой НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Иными словами, с вступлением в силу части первой НК РФ исполнение обязанности по уплате налога осуществляется организацией (юридическим лицом) через свои филиалы и другие обособленные подразделения, не являющиеся самостоятельными налогоплательщиками, причем по месту их нахождения, однако обязанным и ответственным лицом остается головное предприятие (юридическое лицо).
Таким образом, с 1 января 1999 г. на основании Письма Госналогслужбы России от 7 декабря 1998 г. N ШС-6-01/865 "О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогом и сборам", применяемого на практике с учетом положений части первой НК РФ, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, уплачивают местные налоги и сборы по месту своего нахождения, но от имени юридического лица (головного предприятия (организации)), представляющего сводную отчетность в налоговые органы.
За филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо, то есть головное предприятие (организация).
Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиалу, представительству и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом (головным предприятием) распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога, исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.
Исходя из расчета, долю начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, перечисляет головное предприятие в согласованные сроки, в соответствующие бюджеты.
Указанный порядок по уплате местных налогов и сборов юридическими лицами, имеющими в других регионах свои обособленные подразделения, соответствует Порядку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 660 "О Порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
Методические указания по применению указанного Постановления доведены Письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н.
Подписано в печать
10.03.1999
"Консультант Бухгалтера", 1999, N 4

Просим разъяснить порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций со складским свидетельством, удостоверяющим право распоряжения товаром, хранящимся на складе.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также