...Автотранспортное предприятие осуществляет перевозки пассажиров. В промышленной зоне находится предприятие, работники которого регулярно пользуются услугами наших автобусов. С этим предприятием был заключен договор, по которому работники не платят за проезд ежедневно, а оплата осуществляется путем удержания в конце месяца из зарплаты работника. Освобождаются ли от НДС указанные услуги по перевозке пассажиров?

Услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) и автомобильным транспортом в пригородном сообщении не подлежат обложению НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ).
При этом указанные услуги освобождаются от налога только при наличии у налогоплательщиков, их оказывающих, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).
Статьей 17 Закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) являются лицензируемым видом деятельности. Следовательно, чтобы воспользоваться рассматриваемой льготой, у налогоплательщика должна быть в наличии соответствующая лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
Согласно Уставу автомобильного транспорта (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12) к городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно. Следовательно, при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на расстояние свыше 50 км за пределы черты города льгота по НДС не предоставляется.
В целях ст. 149 НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Это правило касается и перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении.
Следовательно, чтобы воспользоваться льготой, предприятие должно удовлетворять нескольким условиям.
Во-первых, перевозки должны осуществляться по единым условиям перевозок пассажиров.
Во-вторых, тарифы за проезд должны соответствовать тарифам, установленным местными властями.
В-третьих, предприятие должно предоставлять все льготы на проезд.
В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) следует, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Как отмечено в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства по НДС (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 N 9), под услугами городского пассажирского транспорта, а также услугами по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, понимаются услуги, оказываемые общедоступным транспортным средством, осуществляющим перевозку пассажиров по установленным в общем порядке маршруту и графику с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
Это означает, что для того, чтобы воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик должен предоставить возможность пользоваться своими транспортными услугами всем желающим лицам.
Таким образом, услуги налогоплательщика по перевозке пассажиров на городских и пригородных маршрутах освобождаются от НДС только при условии выполнения им всех указанных выше требований.
Обратите внимание! В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ отказаться от льготы вправе только налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ.
Что касается рассматриваемой льготы, предусмотренной п. 2 ст. 149 НК РФ, то отказ от ее применения не допускается, поскольку цель этого налогового освобождения - социальная защита населения (жителей городов и пригородов), имеющего ограниченные доходы.
По поводу договора на сбор денежных средств с работников предприятия, находящегося в промышленной зоне, хотелось бы отметить следующее. В пп. 6.7 Методических рекомендаций по применению гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) указано, что услуги по обслуживанию транспортных организаций, занимающихся перевозками пассажиров, включая услуги по продаже билетов пассажирам, облагаются НДС в общеустановленном порядке как дополнительная платная посредническая услуга, то есть по ставке 18%.
Поскольку с предприятием, работники которого пользуются услугами вашей организации, заключен не агентский договор, а договор на сбор денежных средств, то с сумм, удержанных с доходов работников этого предприятия и централизованно перечисленных на ваш расчетный счет, НДС, по мнению автора, не взимается в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Совершенно очевидно, что при такой схеме просто изменена форма оплаты за проезд: деньги за транспортные услуги физическое лицо уплачивает не сразу, а несколько позже, через своего работодателя. Последний лишь централизованно перечисляет их за своих работников из их же средств, поскольку обязательства по перевозке и оплате услуг возникают между перевозчиком и пассажирами. Кстати, в Письме Минфина России от 16.11.2004 N 03-04-11/207 отмечено, что освобождение от НДС транспортных организаций, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров, производится независимо от формы их оплаты.
Если автотранспортное предприятие не соблюдает какое-либо из обязательных требований, необходимых для применения рассматриваемой льготы, и соответственно платит НДС со стоимости пассажирских перевозок, то с полученных сумм нужно уплатить НДС. Налог в этом случае уже должен быть включен перевозчиком в стоимость проезда каждого пассажира, в том числе и работника предприятия, находящегося в промышленной зоне, то есть в удержанные с него 30 руб. за каждый фактически отработанный день.
При реализации облагаемых НДС операций суммы налога по приобретенным материальным ресурсам отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" до того момента, когда могут быть приняты к вычету. Затем они списываются в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Суммы же НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных для осуществления операций, не облагаемых НДС, вычету (возмещению из бюджета) не подлежат, а учитываются в их стоимости (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт "ЭЖ"
Подписано в печать
09.06.2005
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 23

...В ЗАО имеется профсоюзная организация. По заявлениям часть зарплаты работников ЗАО в виде членских взносов удерживается в профсоюзный фонд. Аналогичные профсоюзные организации планируют перечислять членские взносы своих работников в профсоюзную организацию при материнской фирме для формирования общего профсоюзного фонда. Каков порядок налогообложения сумм, получаемых профсоюзной организацией ЗАО?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также