Каков порядок постановки на учет и зачисления в состав основных средств законченных строительством объектов? На основании каких первичных документов отражаются в учете эти хозяйственные операции?

В соответствии с действующим порядком бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций капитальные затраты по возведению объектов учитываются на счете 08 "Капитальные вложения" и составляют до окончания строительства незавершенное строительство заказчика - застройщика (п.3.11 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160).
Согласно п.41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, капитальные затраты на строительно - монтажные работы, приобретение оборудования для строящихся объектов, приобретение инструмента и инвентаря в качестве первого комплекта для строящихся предприятий и объектов, прочие капитальные работы и затраты, не оформленные актами приемки - передачи основных средств, относятся к незавершенным капитальным вложениям, которые отражаются в бухгалтерском учете по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию также отражаются как незавершенные капитальные вложения.
По мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракта) на строительство, производится оформление законченного строительства актами приемки в установленном порядке. При этом у заказчика - застройщика на сумму произведенных капитальных затрат в размере инвентарной стоимости объекта производится закрытие полученных от инвестора источников финансирования (дебет 96, кредит 08).
Передача заказчиком - застройщиком инвентарной стоимости объекта инвестору производится путем оформления авизо (извещения) с приложением всех необходимых документов. При этом у инвестора на сумму полученных капитальных затрат производится закрытие расчетов с заказчиками - застройщиками по переданному финансированию (дебет 08, кредит 76).
Оформление законченных строительством объектов осуществляется в соответствии с Временным положением по приемке законченных строительством объектов (Приложение к Письму Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13 "О Временном положении по приемке законченных строительством объектов"). Приемка объектов в эксплуатацию оформляется в следующей очередности. Исполнителем работ (генподрядчиком) и заказчиком составляется акт приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", свидетельствующий о полной готовности объекта в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом). На практике акт по форме N КС-11 именуют как "акт рабочей комиссии". Акт приемки по форме N КС-11 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем (генподрядчиком) работ в соответствии с договором (контрактом). К акту приемки по форме N КС-11 исполнитель работ (генподрядчик) и заказчик прилагают оформленные документы, перечень которых приведен в Приложении N 2 к Временному положению по приемке законченных строительством объектов.
Окончательным документом по приемке и вводу законченного строительством объекта является акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14. На основании акта по форме N КС-14 производится зачисление принятых объектов в состав основных средств инвестора.
Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии, в состав которой входят представители заказчика - застройщика и исполнителя (генподрядчика), а также представители следующих органов:
санитарно - эпидемиологического надзора;
экологического надзора;
государственного пожарного надзора;
государственного архитектурно - строительного надзора;
генерального проектировщика;
других заинтересованных органов и организаций.
К акту приемки по форме N КС-14 исполнитель работ (генподрядчик) и заказчик прилагают оформленные документы, перечень которых приведен в Приложении N 2 к Временному положению по приемке законченных строительством объектов.
Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами. Вся документация по приемке объекта передается заказчиком инвестору (пользователю объекта).
При наличии акта приемки по форме N КС-14 с приложением надлежащим образом оформленных документов производится принятие объектов основных средств к учету. Постановка на учет осуществляется в соответствии с п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, на основании утвержденного руководителем организации - инвестора акта (накладной) приемки - передачи основных средств по форме N ОС-1 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). В бухгалтерском учете производится запись: дебет 01, кредит 08.
Подписано в печать П.Соколов
05.02.1999 Аудиторская фирма "Абико"
"Финансовая газета", 1999, N 6

Предприятием приобретен имущественный комплекс. В договоре указана его общая стоимость. Каким образом начисляется амортизация, если в состав комплекса входят основные средства с разными сроками эксплуатации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также