Организация занимается торгово - закупочной деятельностью в г. Москве. Разъясните порядок отражения в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за ноябрь и декабрь 1998 г. операций, связанных с возвратом товаров, а также в случаях предъявления покупателем претензий в связи с недогрузом или недоливом товаров.

Пунктом 24 разд.IX Инструкции о порядке исчисления НДС предусмотрено, что в случае возврата товаров после оплаты расчетных документов, а также отказа заказчиков от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет либо производится их возмещение в порядке, предусмотренном п.21 названной Инструкции.
В Письмах Госналогслужбы России от 25 июня 1998 г. N 03-1-09/25 и Госналогинспекции по г. Москве от 1 июля 1998 г. N 30-08/19487 "О налоге на добавленную стоимость" разъясняется следующее.
При возврате покупателем ранее оприходованного и оплаченного им в установленном порядке товара в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет 46 "Реализация товаров (работ, услуг)" счета - фактуры выписываются поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке с последующим отражением всех реквизитов в книге продаж.
В этом случае бывший поставщик некачественного товара является его покупателем. Следовательно, принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно: по мере их оплаты (возврат ранее полученной платы) и оприходования при обязательном наличии счета - фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок.
Таким образом, перерасчеты по налогу на добавленную стоимость отражаются в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором получен счет - фактура, произведено оприходование возвращенного товара и осуществлен возврат полученного аванса.
Что касается случаев предъявления покупателем претензий в связи с недоливом или недогрузом товаров, то согласно общим положениям договора поставки, регулируемым ГК РФ, поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров, покупатель вправе отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если поставщик допоставляет покупателю недостающее количество товара, то записей ни в счете - фактуре, ни в книге продаж он не производит, а стоимость этого товара покрывается за счет собственных средств без изменения облагаемых оборотов.
В случае если поставщик возвращает покупателю денежные средства, за недопоставленный товар, то выписывается новый счет - фактура на фактически полученный покупателем объем товаров с указанием "По перерасчету" и ссылкой на номер ранее оформленного счета - фактуры, а в книге продаж делается сторнировочная запись с уменьшением кредитовых оборотов и соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный налоговый период.
В этом случае отражение НДС в налоговых декларациях производится в сроки, когда согласно нормативным документам по ведению бухгалтерского учета должны были быть произведены в учете операции по указанным претензиям.
Подписано в печать
16.12.1998
"Консультант Бухгалтера", 1999, N 1

...Московская торгово - закупочная организация имеет дебиторскую задолженность. В 1998 г. для целей налогообложения выручка от реализации определялась по мере ее оплаты. Вправе ли налоговая инспекция предъявить организации требование о списании неистребованной дебиторской задолженности на убытки? Следует ли при этом облагать НДС данную дебиторскую задолженность?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также