Я зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, вид деятельности - торговля , что по законодательству нашего субъекта РФ подпадает под ЕНВД. Какие я должна выписывать документы своим покупателям? Могу ли я выписывать им счет-фактуру и накладную? Достаточно ли этого для зачета расходов у покупателей?

В соответствии с п. 20 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) "договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце 2 пункта 4 указанных Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца". Указанный п. 4 Правил допускает к продаже с лотка из продовольственных товаров только мороженое, безалкогольные напитки и пиво, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя товара.
Предприниматели, занятые в сфере разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом), могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, если Вы не применяете кассовый аппарат при торговле, то основным документом, который Вы вправе выдавать покупателям, является товарный чек.
Что касается составления счетов-фактур при реализации товаров за наличный расчет, то обращаем Ваше внимание на следующие положения налогового законодательства.
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, по общему правилу не признаются плательщиками НДС (за исключением случая ввоза товаров на таможенную территорию РФ). А обязанность по составлению счетов-фактур п. 3 ст. 169 НК РФ возложена на налогоплательщиков НДС.
В то же время законом не предусмотрено запрета на составление счетов-фактур плательщиками ЕНВД. Однако, учитывая, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных к вычету или возмещению сумм НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ), Вы как неплательщик НДС при составлении счета-фактуры должны делать запись "Без налога НДС".
Покупатели смогут учесть в составе расходов свои затраты на приобретенные у Вас товары при соблюдении условий, оговоренных Налоговым кодексом.
Так, в соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Обоснованными расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Документально подтвержденные расходы - это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из налогового законодательства, для списания расходов необходимо документально подтвердить сами расходы, а не факт их оплаты. Поэтому при соблюдении названных условий в расходы покупателей могут быть приняты затраты и на основании товарного чека.
Выдача товарного чека устраняет необходимость оформлять накладную, т.к. данные документы имеют одинаковое значение для оприходования товара покупателем. Однако нельзя исключить, что для целей налогового учета конкретный налоговый орган может потребовать документ, подтверждающий фактическое несение расходов в связи с приобретением товара (факт оплаты). Поэтому будьте готовы к тому, что покупатели могут потребовать выдачи им квитанции к приходно-кассовому ордеру, если Вы в соответствии с Законом не применяете ККТ.
Д.В.Крылова
Руководитель
Центра экспертизы
проблем предпринимательства
Общероссийской общественной организации
малого и среднего предпринимательства
"ОПОРА РОССИИ"
Подписано в печать
26.05.2005
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 6

Должен ли индивидуальный предприниматель, заключив трудовой договор с работником, издать приказ о его приеме на работу и вести карточку формы Т-2? Издается ли приказ при увольнении работника по соглашению сторон или достаточно заявления работника? Должна ли форма приказа соответствовать унифицированной форме Т-2?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также