Юридическое лицо, не являющееся профессиональным хранителем, оказывает нашей организации услуги по хранению товаров. Как в бухгалтерском учете нужно отразить передачу товара на хранение? Достаточно ли договора и ежемесячно составляемых актов приема-сдачи оказанных услуг для признания расходов в целях налогообложения прибыли?

Переданные на хранение товарно-материальные ценности должны отражаться на отдельном субсчете того счета, на котором они учитывались до передачи их на хранение. В данном случае передачу товаров на хранение бухгалтер должен отразить следующей записью:
Дебет 41 субсчет "Товары, переданные на ответственное хранение" Кредит 41 субсчет "Товары на собственном складе".
Обратите внимание: использовать в этой ситуации счет 45 "Товары отгруженные" организация-поклажедатель не вправе. Это противоречит Инструкции по применению Плана счетов <*>, согласно которой счет 45 предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. При передаче на хранение товары не отгружаются и не передаются на продажу, следовательно, применение этого счета ведет к нарушению методологии бухгалтерского учета.
--------------------------------
<*> Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Расходы организации на оплату услуг по хранению товаров могут быть учтены при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Однако при этом произведенные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом датой осуществления этих расходов в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления признается:
- либо день, когда поклажедатель произвел расчет за услуги хранения;
- либо день, когда хранитель предъявил расчетные документы;
- либо последний день отчетного (налогового) периода.
При решении вопроса о документальном подтверждении осуществленных расходов на хранение необходимо учитывать следующее. Отношения сторон по договору хранения регулируются гл. 47 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 807 ГК РФ принятие вещи на хранение должно быть удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа с его подписью.
Порядок выплаты вознаграждения хранителю установлен ст. 896 ГК РФ. Размер вознаграждения за хранение по возмездному договору хранения определяется соглашением сторон при заключении договора хранения или в соответствии с утвержденными сборами, ставками, тарифами. Оно зависит от стоимости и количества передаваемого на хранение имущества, а также от продолжительности хранения.
Возможны следующие варианты расчетов:
1) Оплата производится за весь период хранения по окончании срока хранения.
2) Оплата производится по периодам и вознаграждение хранителю выплачивается соответствующими частями по истечении каждого периода.
Учитывая изложенное, в качестве документов, подтверждающих правомерность учета расходов, по нашему мнению, дополнительно следует оформить и приложить: Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N МХ-1) и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N МХ-3). Данные унифицированные формы утверждены Постановлением Росстата N 66 <**>.
--------------------------------
<**> Постановление Российского статистического агентства от 09.08.1999 N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения".
Обратите внимание: при подписании актов приема-сдачи оказанных услуг стороны не должны ограничиваться стандартными фразами наподобие "Услуги по договору хранения за... месяц выполнены полностью и в срок на сумму... руб. Заказчик претензий не имеет". На наш взгляд, в актах следует указать сведения о количестве, сроках и наименования хранимого товара.
Кроме того, стороны должны четко представлять, в чем состоят отличия договора хранения, договора аренды помещения и договора оказания услуг по охране имущества. Хранение есть оказание услуги, которая выступает в качестве единственной или основной. Не является хранением обеспечение сохранности и целостности имущества в пределах другого обязательства с иным основным содержанием - купли-продажи, подряда, комиссии и др.
Т.Ю.Кошкина
Аудитор КГ "Аюдар"
Подписано в печать
14.05.2005
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 11

Организовали с дружественной компанией простое товарищество. Наша фирма ведет общие дела и составляет отдельный баланс. Нужно ли сдавать в налоговую инспекцию отчетность по деятельности простого товарищества?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также