...Наша организация сдала ИС в ПФР по сроку 04.02.2004, как было установлено органом ПФР. 7 сентября 2004 г. были поданы корректирующие сведения в части стажа по 26 человекам. 28 октября 2004 г. ПФР выставляет штраф в размере 10% от суммы страховых взносов по корректирующим сведениям. Правомерны ли действия ПФР, если данные корректирующие сведения были поданы нами самостоятельно и при их приеме ПФР никакого штрафа не предъявлял?

Согласно п. 2 ст. 14, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2002) страхователи обязаны представлять в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования", в ред. от 31.12.2002). Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
В случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, применяются указанные выше финансовые санкции.
Размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Однако одновременно ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ устанавливает за то же нарушение штраф в размере 1000 руб.
Какую из указанных норм применить, может определить только суд. Судебные инстанции по данному вопросу принимали как сторону органов ПФР (Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2003 N Ф09-3601/03-АК), так и сторону налогоплательщика (например, Постановления Федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 23.12.2002 по делу N Ф03-А16/02-2/2685 и Уральского округа от 07.04.2003 по делу N Ф09-908/03-АК).
В свою очередь, и ПФР разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР следует применять ответственность, предусмотренную абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Письмо ПФР от 05.08.2003 N КА-09-25/8276 "О применении норм по взысканию штрафных санкций").
Вместе с тем с 1 июля 2002 г. вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), согласно ст. 1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов РФ, устанавливающие административную ответственность, не действуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), на основании сведений не осуществляется налоговый контроль.
КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ). Однако ПФР не является государственным органом (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1).
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 1 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Вводным законом, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ, не был поддержан в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2003 N Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ), а также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 N Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.2003 N Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ), от 20.08.2003 N Ф04/4288-666/А75-2003.
Принять решение о применении конкретной нормы законодательства по данному вопросу может только суд.
Е.В.Сорокина
Консультант
по вопросам налогообложения
Подписано в печать
12.05.2005
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2005, N 10

Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника? Какой используется коэффициент для расчета? Необходимо ли округлять количество дней для расчета до целого числа или нет? Сошлитесь, пожалуйста, на конкретные нормативные документы.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также