Наша организация не придерживалась установленного в Москве минимума оплаты труда . А показывала 720 руб. Какие санкции за это могут быть применены?

Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вплоть до появления федерального закона, устанавливающего порядок и сроки введения на территории РФ МРОТ в размере прожиточного минимума, продолжает действовать Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", согласно ст. ст. 1 и 3 которого с 01.01.2005 заработная плата работника не может быть менее 720 руб. в месяц (ст. 421 ТК РФ).
Одновременно ст. 2 Федерального закона N 82-ФЗ субъектам РФ (за исключением субъектов - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ) предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий вышеуказанный и являющийся обязательным для работодателей. При этом установление более высокого размера МРОТ допускается исключительно путем принятия субъектом РФ соответствующего закона. В московском регионе таким законом является Закон г. Москвы от 22.10.1997 N 44 "О социальном партнерстве".
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Согласно Решению Московского городского суда от 05.06.2002 N 3-250/2002 (оставленному без изменения Определением ВС РФ от 02.08.2002 N 5-Г02-101) Закон г. Москвы от 07.12.2001 N 69 "О городском минимуме оплаты труда" является недействующим, так как федеральным законодательством уже установлен минимум заработной платы работников, гарантируемый государством и обязательный к выплате, следовательно, субъект был не вправе устанавливать иной гарантированный минимум оплаты труда.
Однако ВС РФ принял также и совершенно противоположное решение. Закон Волгоградской области от 03.04.2002 N 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" (аналогичный Закону г. Москвы N 69) был признан соответствующим федеральному законодательству. При этом в своем Определении ВС РФ указал, что Закон N 690-ОД распространяется только на предприятия, учреждения и организации, которые заключили областное трехстороннее соглашение (см. Определение ВС РФ от 28.10.2002 N 16-Г02-14).
Таким образом, согласно логике последнего решения (оно более позднее) практически все организации, зарегистрированные в г. Москве, должны применять положения о повышенном МРОТ. Ведь на основании ст. 9 Закона г. Москвы от 22.10.1997 N 44 "О социальном партнерстве" организации, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о несогласии с соглашением в 30-дневный срок со дня опубликования, считаются присоединившимися к нему. Трехстороннее соглашение на 2004 г. опубликовано 15.01.2004 ("Тверская, 13" N N 4 - 5), на 2005 г. - 29.01.2005 ("Российская газета" N 17), поэтому если Ваша организация не подала письменное заявление в МТК в течение месяца после указанных дат, то, по умолчанию, она присоединилась к нему. Следовательно, в случае, если Вы не применяете повышенного МРОТ, Вам придется отстаивать свою позицию в суде.
Что касается ответственности, то за выплату заработной платы в меньшем размере на должностных лиц работодателя государственной инспекцией труда может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31, п. 1 ст. 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст. 5 Федерального закона N 82-ФЗ).
А.Д.Мусина
Консультант
по налогообложению
Подписано в печать
12.05.2005
"Советник бухгалтера", 2005, N 5

Облагаются ли единым социальным налогом расходы на повышение профессионального уровня работников, связанные с получением высшего образования по той же специальности после среднего специального?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также