Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов таможенным органам?

Таможенные органы запрашивают сведения и документы о клиентах кредитных организаций в целях проведения таможенного или валютного контроля. В первом случае запросы, как правило, содержат ссылку на положения ст. 26 Закона о банках и ст. ст. 363, 403 и 408 Таможенного кодекса РФ, во втором - ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
Как следует из ч. 2 ст. 26 Закона о банках, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в том числе таможенным органам РФ, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. В то же время положения ст. ст. 403 и 408 ТК не регламентируют порядок истребования таможенными органами в кредитных организациях (банках) сведений и документов, относящихся к деятельности их клиентов.
В соответствии со ст. 16 и ч. 3 ст. 363 ТК для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, перемещающих товары через таможенную границу и/или находящихся под таможенным контролем.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право, в частности, запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. При этом в ч. 6 ст. 22 этого Закона предусмотрено, что уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ. Как известно, до настоящего времени порядок предоставления информации уполномоченными банками таможенным органам не установлен.
Таким образом, анализ указанных норм действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы:
1) таможенные органы имеют право, а банки (кредитные организации) обязаны выдавать (предоставлять) таможенным органам справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении этими органами функций таможенного контроля. В запросах таможенных органов в этом случае обязательно должно быть указание на положения ст. 363 ТК и ст. 26 Закона о банках;
2) до принятия Банком России нормативного акта, регламентирующего порядок предоставления информации (документов) таможенным органам, осуществляющим функции валютного контроля, кредитные организации вправе отказывать этим органам в выдаче запрашиваемой информации (документов). Данное положение распространяется и на требования налоговых органов, осуществляющих функцию валютного контроля;
3) законодательство не содержит, с одной стороны, запретов на истребование таможенными органами у банков (кредитных организаций) документов (их копий), относящихся к деятельности их клиентов, с другой - обязанности банков (кредитных организаций) предоставлять такие документы (их копии).
А.В.Шмонин
Докторант
Академии управления МВД России
Подписано в печать
25.11.2005
"Право и экономика", 2005, N 12

Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов налоговым органам? Имеют ли право налоговые органы истребовать у кредитных организаций выписки по лицевым счетам их клиентов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также