Мы арендуем помещение и хотим поставить кондиционер в кабинет директора. Правомерно ли списать амортизацию, уменьшая налогооблагаемую прибыль, либо за счет собственных средств?

В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Таким образом, главным критерием для признания тех или иных затрат является их экономическая обоснованность.
Также расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. В данном случае расходы на приобретение кондиционера подпадают под ст. 22 ТК РФ, которая говорит о том, что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
Отнесение расходов по приобретению кондиционеров (в том числе через амортизацию) требует обоснования. В зависимости от конкретных условий рекомендуется составление обоснования (письмо по предприятию). При составлении обоснования целесообразно применять Санитарные правила и нормативы (СанПиН), например СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденные Постановлением Минздрава России и Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118. В соответствии с п. 4.4 этого документа помещение, где работают персональные компьютеры, необходимо проветривать каждый час. Зимой проветривать каждый час проблематично, так что если в кабинете директора есть компьютер, то, сославшись на данные правила, можете включать стоимость (амортизацию) кондиционера в расходы.
Если в помещении находится копировально-множительная техника, то можно сослаться на п. 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2.1332-03 "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике", утвержденных Постановлением Минздрава России и Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 107, где говорится, что помещения копировально-множительного производства должны оборудоваться системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Рекомендуем вам также оформить письмо директора в технический отдел с жалобой на высокую температуру в кабинете, духоту, с просьбой об установке кондиционера. Ответственное лицо должно принять решение об установке кондиционера на основании письма и изучения обстоятельств.
Таким образом, затраты на покупку кондиционера могут уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Что касается того, ставите вы кондиционер в арендованное помещение или нет, - это не имеет значения. Вы принимаете к бухгалтерскому учету объект основного средства, ссылаясь на п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", где говорится, что при принятии к бухгалтерскому учету объекта в качестве основного средства необходимо единовременное выполнение только следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В Налоговом кодексе также нет ссылок на то, принимается ли основное средство к учету в арендованном помещении или нет. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Других уточнений нет.
Судебная практика по вопросу отнесения расходов при покупке кондиционеров неоднозначна. Так, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа от 13 марта 2001 г. N А-55-10032/00-28 признал, что затраты на покупку кондиционера не могут быть отнесены как затраты производственного назначения, в то время как ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2001 г. N А56-2448/00 пришел к заключению, что кондиционеры являются производственными фондами, так как необходимы организации для поддержания чистоты и порядка. Правда, в Письме УМНС по г. Москве от 16.05.2003 N 26-12/26601 указано, что в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение кондиционеров, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Поэтому судебная практика, скорее всего, изменится в пользу налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что данные затраты можно включить в базу по налогу на прибыль при условии их обоснования с точки зрения гл. 25 НК РФ.
Л.Г.Жадан
Консультант
ООО "Линия Консультаций"
А.Д.Мусина
Консультант
консалтинговая группа "Руна"
Подписано в печать
26.04.2005
"Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 5

...Как правильно отразить в учете замену локальной версии на сетевую и установку дополнительной базы данных, если СПС "КонсультантПлюс" приобретена в декабре 2000 г. и оприходована на счете 04, со сроком службы 10 лет? В связи с переходом к налоговому учету в соответствии с гл. 25 НК отражение в бухучете не менялось.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также