Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов налоговым органам? Имеют ли право налоговые органы истребовать у кредитных организаций выписки по лицевым счетам их клиентов?

Наиболее распространенной целью истребования сведений и документов налоговыми органами является проведение налогового контроля (налоговой проверки) в отношении клиентов кредитной организации. В связи с этим в требованиях налоговых органов о предоставлении сведений и документов, связанных с деятельностью клиентов кредитных организаций, как правило, содержится указание на юридические (правовые) основания (п. 11 п. 1 ст. 31, ст. ст. 86 и 87 Налогового кодекса РФ, а также п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах)).
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в том числе налоговым органам РФ, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 31 НК налоговый орган вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.
Как прямо следует из п. 2 ст. 86 НК, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 87 НК, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Из положений п. 3 ст. 7 Закона о налоговых органах следует, что налоговые органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Таким образом, анализ указанных норм действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы:
1) налоговые органы имеют право, а кредитные организации (банки) обязаны выдавать (предоставлять) налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования налоговых органов в этом случае должны содержать ссылку на положения пп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 86 или ст. 87 НК, а также ст. 26 Закона о банках;
2) законодательство не содержит, с одной стороны, запретов на истребование налоговыми органами у банков (кредитных организаций) документов (их копий), относящихся к деятельности их клиентов, с другой - обязанности банков (кредитных организаций) предоставлять такие документы (их копии).
Иногда в требованиях налоговых органов о предоставлении сведений и/или документов, относящихся к деятельности клиентов кредитной организации, имеется ссылка на ч. 1 ст. 93 НК, из которой прямо следует, что должностное лицо налогового органа, проводящего налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Следовательно, в рамках проведения налоговой проверки клиентов кредитной организации положения настоящей нормы могут распространяться только в тех случаях, когда кредитная организация выступает налоговым агентом своих клиентов. При этом следует отметить, что режим банковских счетов не позволяет относить кредитные организации, предоставляющие услуги по расчетному обслуживанию своих клиентов, к налоговым агентам.
На основе вышеизложенного, а также учитывая, что согласно банковскому законодательству выписки по лицевому счету являются документами аналитического учета (Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 5 декабря 2002 г. N 205-П), а не справками по операциям и счетам клиентов кредитных организаций, последние имеют право отказать в предоставлении выписок по лицевому счету.
А.В.Шмонин
Докторант
Академии управления МВД России
Подписано в печать
25.11.2005
"Право и экономика", 2005, N 12

...Сотруднику в месяц платят должностной оклад из средств федерального бюджета в сумме 4000 руб., а из средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, выплачивают доплаты в сумме 20 000 руб. в месяц. Налоговая база за январь - декабрь составит 288 000 руб. Как применять регрессивную шкалу по единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование к 8000 руб.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также