Каков порядок предоставления кредитными организациями сведений и документов налоговым органам? имеют ли право налоговые органы истребовать у кредитных организаций выписки по лицевым счетам их клиентов?
Наиболее распространенной целью
истребования сведений и документов
налоговыми органами является проведение
налогового контроля (налоговой проверки) в
отношении клиентов кредитной организации.
В связи с этим в требованиях налоговых
органов о предоставлении сведений и
документов, связанных с деятельностью
клиентов кредитных организаций, как
правило, содержится указание на
юридические (правовые) основания (п. 11 п. 1 ст.
31, ст. ст. 86 и 87 Налогового кодекса РФ, а также
п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О
налоговых органах Российской Федерации"
(далее - Закон о налоговых органах)).
В
соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о банках
справки по операциям и счетам юридических
лиц и граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, выдаются
кредитной организацией, в том числе
налоговым органам РФ, в случаях,
предусмотренных законодательными актами
об их деятельности.
Согласно пп. 11 п. 1 ст.
31 НК налоговый орган вправе требовать от
банков документы, подтверждающие
исполнение платежных поручений
налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов и инкассовых поручений
(распоряжений) налоговых органов о списании
со счетов налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов сумм налогов и
пени.
Как прямо следует из п. 2 ст. 86 НК,
банки обязаны выдавать налоговым органам
справки по операциям и счетам организаций и
граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в порядке,
определяемом законодательством РФ, в
течение пяти дней после мотивированного
запроса налогового органа.
В
соответствии с ч. 2 ст. 87 НК, если при
проведении камеральных и выездных
налоговых проверок у налоговых органов
возникает необходимость получения
информации о деятельности
налогоплательщика (плательщика сбора),
связанной с иными лицами, налоговым органом
могут быть истребованы у этих лиц
документы, относящиеся к деятельности
проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора) (встречная проверка).
Из положений п. 3 ст. 7 Закона о налоговых
органах следует, что налоговые органы
вправе получать от предприятий, учреждений,
организаций (включая банки и иные
финансово-кредитные учреждения), а также от
граждан с их согласия справки, документы и
копии с них, касающиеся хозяйственной
деятельности налогоплательщика и
необходимые для правильного
налогообложения.
Таким образом, анализ
указанных норм действующего
законодательства позволяет сделать
следующие выводы:
1) налоговые органы
имеют право, а кредитные организации (банки)
обязаны выдавать (предоставлять) налоговым
органам справки по операциям и счетам
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей. Требования налоговых
органов в этом случае должны содержать
ссылку на положения пп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 86 или
ст. 87 НК, а также ст. 26 Закона о банках;
2)
законодательство не содержит, с одной
стороны, запретов на истребование
налоговыми органами у банков (кредитных
организаций) документов (их копий),
относящихся к деятельности их клиентов, с
другой - обязанности банков (кредитных
организаций) предоставлять такие документы
(их копии).
Иногда в требованиях
налоговых органов о предоставлении
сведений и/или документов, относящихся к
деятельности клиентов кредитной
организации, имеется ссылка на ч. 1 ст. 93 НК,
из которой прямо следует, что должностное
лицо налогового органа, проводящего
налоговую проверку, вправе истребовать у
проверяемого налогоплательщика,
плательщика сбора, налогового агента
необходимые для проверки документы.
Следовательно, в рамках проведения
налоговой проверки клиентов кредитной
организации положения настоящей нормы
могут распространяться только в тех
случаях, когда кредитная организация
выступает налоговым агентом своих
клиентов. При этом следует отметить, что
режим банковских счетов не позволяет
относить кредитные организации,
предоставляющие услуги по расчетному
обслуживанию своих клиентов, к налоговым
агентам.
На основе вышеизложенного, а
также учитывая, что согласно банковскому
законодательству выписки по лицевому счету
являются документами аналитического учета
(Положение о правилах ведения
бухгалтерского учета в кредитных
организациях, расположенных на территории
Российской Федерации, утвержденное Банком
России 5 декабря 2002 г. N 205-П), а не справками
по операциям и счетам клиентов кредитных
организаций, последние имеют право
отказать в предоставлении выписок по
лицевому счету.
А.В.Шмонин
Докторант
Академии управления МВД
России
Подписано в печать
25.11.2005
"Право и экономика", 2005, N 12