Можно ли в бухгалтерском учете отразить расходы на услуги связи проводками: Дебет 91 - Кредит 76 - 1200 руб., Дебет 99 - Кредит 91 - 1200 руб.? По налоговому учету сумму 1200 руб. в состав расходов не включили, так как отсутствует договор. Как отразить образовавшуюся разницу в бухгалтерском учете и в форме n 2 "Отчет о прибылях и убытках"?

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах устанавливает ПБУ 10/99 "Расходы организации". Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы:
- по обычным видам деятельности;
- операционные;
- внереализационные (п. 4 ПБУ 10/99).
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Соответственно если указанные в вопросе расходы не могут быть признаны организацией расходами по обычным видам деятельности, то они признаются прочими расходами и отражаются в учете проводками:
Дебет 91 - Кредит 76 - 1200 руб.;
Дебет 99 - Кредит 91 - 1200 руб.
В налоговом учете затраты, которые документально не подтверждены, не могут быть отнесены к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли (п. 49 ст. 270, ст. 252 НК РФ).
При этом следует отметить, что оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации счет на оплату услуг связи является документом, подтверждающим данные расходы. А если у организации имеется и акт об оказанных услугах связи, то такие расходы можно учесть и в целях налогообложения прибыли. Поэтому организация прежде всего должна определить, насколько наличие договора в данном случае является необходимым условием для отнесения затрат на услуги связи в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли.
Разницы, образующиеся в связи с различиями в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете, нужно отражать в бухгалтерском учете и в форме N 2 только в том случае, если организация применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (данное Положение субъектами малого предпринимательства может не применяться).
Согласно ПБУ 18/02 расходы, которые в бухучете отражаются, а в налоговом учете - нет, называются постоянными разницами. Постоянные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла постоянная разница).
Возникновение постоянной разницы влечет за собой необходимость доначислить налог на прибыль. Сумма доначисленного налога будет при этом называться постоянным налоговым обязательством (ПНО), которое признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница (п. 7 ПБУ 18/02).
Эта сумма определяется путем умножения постоянной разницы на установленную законодательством ставку налога на прибыль (1200 руб. х 24%) и отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Дебет 99/"ПНО" - Кредит 68/"Налог на прибыль" - 288 руб.
В форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" постоянные налоговые обязательства (активы) отражаются справочно.
И.Горшкова
Подписано в печать
21.04.2005
"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Филиал имеет свой расчетный счет и самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с положением о филиале отчисления на развитие вышестоящей организации составляют 15% от объема реализованных услуг. Какими бухгалтерскими проводками в филиале должна быть оформлена хозяйственная операция по начислению данных платежей?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также