Правильно ли, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста исключаются отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости?

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил-Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" установлено, что конституционность п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оспаривается в связи с тем, что в силу содержащейся в нем нормы из общего трудового стажа исключаются периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе прав на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Норма п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. (до момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона) пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. В связи с этим дела граждан-заявителей, разрешенные на основании п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Постановлением Конституционного Суда РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. Указанное Постановление Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление Конституционного Суда РФ опубликовано в "Российской газете", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
В связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П Пенсионный фонд РФ по данному вопросу направил во все отделения Пенсионного фонда свое Письмо от 19.04.2004 N ЛЧ-25-26/4134 "О включении периодов ухода за ребенком до 6 октября 1992 г. в стаж на соответствующих видах работ".
Учитывая вышеизложенное, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, подлежат включению периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, предоставленные до 6 октября 1992 г. (даты вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 17.07.1992 N 3328-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР").
В.Д.Соколова
Консультант управления экономики
Федерального агентства по образованию
Подписано в печать
11.04.2005
"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 2

Как учитываются доходы, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, в том числе в общежитиях гостиничного типа, при исчислении налога на прибыль?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также