Правомерно ли привлечение должностных лиц организации к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ, если при проведении налоговым органом камеральной налоговой проверки в представленной налогоплательщиком налоговой декларации установлен факт искажения суммы начисленного акциза на 10%?

Согласно ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. К документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налога, относятся в том числе бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, пояснительная записка. На основании ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" указанные документы составляют бухгалтерскую отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Аналогичные документы, составляющие бухгалтерскую отчетность, перечислены и в п.5 разд.III ПБУ 4/99.
На основании ст.ст.1, 2 Закона N 129-ФЗ под бухгалтерским учетом понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций; под бухгалтерской отчетностью понимается единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Таким образом, камеральная налоговая проверка налогоплательщика проводится в том числе и на основе бухгалтерской отчетности налогоплательщика.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Следовательно, искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, образует состав административного правонарушения по ст.15.11 КоАП РФ.
Указанное искажение выявляется путем проверки сведений, указываемых в налоговой декларации, бухгалтерской отчетности, других документов, имеющихся у налогового органа на момент проведения проверки.
Учитывая изложенное, факт искажения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, выявленный налоговыми органами при проведении камеральной налоговой проверки, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.11 КоАП РФ.
И.Горленко
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
30.03.2005
"Финансовая газета", 2005, N 13

...Организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, направила в налоговый орган заявление об аннулировании свидетельства 03.09.2004, которое решением налогового органа от 11.09.2004 аннулировано. С 03.09.2004 по 11.09.2004 акциз не начислен. Правомерно ли доначисление акциза за этот период и привлечение к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также