Вправе ли Федеральная налоговая служба издавать обязательные для исполнения налогоплательщиками нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами?

Согласно п.2 ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Указанное положение было внесено в часть первую НК РФ на основании Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
В соответствии с п.15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" существовавшее ранее Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции данного Министерства по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов Российской Федерации.
В свою очередь, Государственный таможенный комитет Российской Федерации стал называться Федеральной таможенной службой. Одновременно Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации были переданы функции по принятию соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с тем в п.1 ст.4 НК РФ четко указаны органы, имеющие право издавать в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Из содержания вышеназванных положений следует, что федеральными органами исполнительной власти, в отношении которых прямо установлен запрет на издание нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов, являются Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. В настоящее время они вправе издавать только те документы, которые носят рекомендательный характер и могут применяться в процессе работы их территориальными органами. Однако налогоплательщики не обязаны руководствоваться данными документами, а должны выполнять требования, содержащиеся в законодательных положениях.
Н.В.Герасименко
К. ю. н.,
доцент
кафедры финансового права
Академии экономической безопасности
МВД России
Подписано в печать
21.03.2005
"Законодательство и экономика", 2005, N 3

...Наша организация в 2001 г. приобрела здание. Земельным участком, который под ним находится, мы можем бессрочно пользоваться. Налог на землю фирма уплачивала со всей площади. В 2004 г. мы заключили с другой организацией договор купли-продажи на 1/3 доли в праве собственности на здание. При этом права на земельный участок покупателю не передавались. Должны ли мы теперь перечислять земельные платежи со всей площади участка?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также