Подлежат ли налогообложению НДС бесплатная передача товаров в рекламных целях по продвижению продукта на российском рынке посредством распространения в детских садах, школах и других общественных местах среди детей дошкольного и школьного возраста, дегустация нового продукта в различных торговых точках России, а также использование товара для образцов?

В соответствии с пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений, установленных п.4 ст.264 НК РФ.
Согласно данному пункту к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся расходы:
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.
К расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных мероприятиях.
Расходы, связанные с раздачей призов в рамках рекламных мероприятий, подпадают под категорию расходов, ограниченных 1% выручки от реализации. Следовательно, под указанное ограничение подпадают расходы, связанные с дегустацией рекламируемой продукции при участии в выставках, ярмарках. Таким образом, расходы по дегустации относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как затраты на рекламу при наличии документов, подтверждающих эти расходы, и эти затраты в обязательном порядке нормируются для целей налогообложения.
Далее, следует отметить, что имеются особенности при рекламировании своей продукции путем ее бесплатной раздачи или дегустации. И здесь в зависимости от конкретных ситуаций могут быть разные налоговые последствия. В случае, когда детские сады и школы являются потенциальными заказчиками (покупателями), не соблюдается одно из условий осуществления рекламной акции, а именно то, что рекламная информация предназначена для неопределенного круга лиц. Так как круг лиц органичен, поскольку покупатели и заказчики являются конкретными лицами, то в данном случае речь идет о безвозмездной передаче имущества.
В соответствии с п.1 ст.146 НК РФ в целях исчисления налога на добавленную стоимость признается реализацией товаров (работ, услуг) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, если произведенная продукция передается для обеспечения рекламных мероприятий, расходы на которые нормируются для целей налогообложения налогом на прибыль, при этом возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость, исчисляемая исходя из затрат на производство используемой в рекламных целях продукции, которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации.
В соответствии с пп.1 п.2 ст.146 НК РФ операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией.
Как предусмотрено ст.40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Согласно п.2 данной статьи налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров, работ или услуг признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализаций этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
Сопоставимость условий сделок с идентичными (однородными) товарами определяется с учетом, в частности, таких условий сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иных разумных условий, которые могут оказывать влияние на цены. Для определения степени значимости колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, отражающие факторы спроса и предложения на рынке товаров, работ или услуг.
К цене товаров (работ, услуг), указанной сторонами сделок, не применяются положения, предусмотренные п.3 ст.40 НК РФ, если указанные скидки вызваны, в частности, сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества и иных потребительских свойств, истечении (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой (ценовой) политикой, в том числе при продвижении товаров, работ или услуг на новые для них рынки, при продвижении на рынке новых изделий, не имеющих аналогов, при предоставлении индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления потребителей с ними и в иных аналогичных случаях.
Учитывая изложенное, бесплатная, т.е. безвозмездная, передача товаров в рекламных целях по продвижению продукта на российском рынке посредством распространения продукции в детских садах, школах и других общественных местах среди детей дошкольного и школьного возраста, дегустация нового продукта в различных торговых точках России, а также использование товара для образцов подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Одновременно следует отметить, что согласно п.1 ст.154 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость в указанном случае определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ исходя из рыночных цен.
Г.В.Сомова
Аудитор
Подписано в печать
17.03.2005
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2005, N 1

Имеет ли право организация, реализующая товары для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, применять нулевую ставку НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также