Организация оптово-розничной торговли бесплатно раздает образцы реализуемых товаров на специализированных строительных выставках, оформляет этими образцами витрины в торговых точках дилеров, а также выставочный зал в своем офисе. Возможно ли учитывать в целях налогообложения прибыли, в том числе в качестве рекламных расходов, такие затраты?

Доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, определяются согласно положениям гл.25 НК РФ. При этом расходы должны соответствовать требованиям п.1 ст.252 Кодекса, которым предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).
В соответствии с пп.28 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы на рекламу: производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг); деятельности налогоплательщика; товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п.4 указанной статьи. Пунктом 4 ст.264 Кодекса предусмотрен перечень расходов, которые может учесть организация как расходы на рекламу в целях гл.25 "Налог на прибыль организации".
Причем расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз.2 - 4 этого пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ. Расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения в размере физических расходов, предусмотрены абз.2 - 4 п.4 ст.264 Кодекса, и расширению этот перечень не подлежит. В частности, к ненормируемым расходам организации на рекламу в целях гл.25 относятся расходы на:
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
К перечисленным в указанном перечне расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках.
Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (см. п.2 Закона) и отвечающие требованиям ст.252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 Кодекса.
Таким образом, если условиями рекламной кампании организации будет предусмотрено, что в целях ознакомления потенциальных покупателей с новыми видами товаров и в целях продвижения товаров на новых рынках сбыта потенциальным покупателям бесплатно будут вручаться товары организации (не в качестве приза или награды при проведении рекламной акции), то расходы, связанные с изготовлением или приобретением подобных товаров, следует рассматривать как расходы на рекламу.
Под вышеуказанную категорию нормируемых расходов на рекламу подпадают в том числе стоимость образцов товаров (в частности, кровельных материалов) и затраты на их распространение в случае проводимой в рамках рекламной акции раздачи "пробников", специальным образом маркированных и обозначенных, неопределенному кругу лиц на специализированной строительной выставке.
К рекламным расходам налогоплательщика (организации оптово-розничной торговли) не относятся расходы, связанные с выставлением в торговых точках дилеров (клиентов) безвозмездно переданных товаров для их размещения в местах торговли дилеров, так как информация о данных товарах в привязке к их стоимости к конкретной торговой точке призвана формировать интерес и привлекать внимание к качеству реализуемых данной торговой точкой товаров и к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам.
При этом следует учитывать, что согласно пп.16 ст.270 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Расходы на оформление выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационного зала, в том числе расположенных в офисе организации оптово-розничной торговли, образцы товаров которой выставляются (демонстрируются), учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые расходы на рекламу при соблюдении требований п.1 ст.252 НК РФ.
Г.Парфенова
Государственный советник
налоговой службы РФ III ранга
Подписано в печать
24.02.2005
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 8

Признаются ли в качестве рекламных расходов для целей исчисления налога на прибыль затраты организации оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов реализуемых товаров, бланков договоров, визиток и анкет, распространяемых потенциальным покупателям в адресных письмах? Если нет, то каким образом можно учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также