...Основной деятельностью организации являются проектно-изыскательские работы. Сотрудники предприятия разработали технико-строительные нормативы в соответствии со сметой затрат. Эти нормы напечатаны типографией в виде брошюр, которые мы продаем по безналичному расчету проектно-изыскательским и строительным организациям. Как вести бухучет и оформлять реализацию?

В данной ситуации, по мнению автора, изготовление нормативов следует рассматривать в рамках обычных видов деятельности, поскольку в результате производится готовая продукция в виде предназначенных для продажи брошюр. Услуги сторонних организаций (типографий) следует рассматривать как составную часть фактической себестоимости этих брошюр. К бухгалтерскому учету изготовленные брошюры принимаются по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактических затрат, связанных с ее производством.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг.
Таким образом, формирование затрат (с учетом как собственных затрат, так и стоимости услуг, приобретенных со стороны) по разработке нормативов производится на счете 20 "Основное производство", где отражается стоимость оприходованных из типографии брошюр в соответствии с накладной. В аналитическом учете эти затраты выделяют на отдельный субсчет по данному виду деятельности.
При учете готовой продукции следует руководствоваться ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) организации, частью которых является готовая продукция.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 6 ПБУ 5/01). При изготовлении МПЗ самой организацией их себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов (п. 7 ПБУ 5/01).
-------------------------------------------------T-------T-------¬
¦ Содержание операций ¦ Дебет ¦ Кредит¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Отражены затраты на производство готовой ¦ 20 ¦02, 10,¦
¦продукции, произведенные за текущий месяц, в ¦ ¦60, 70,¦
¦т.ч. затраты по изготовлению брошюр в ¦ ¦ 69 ¦
¦типографии, материалы, необходимые для процесса ¦ ¦ и др. ¦
¦разработки нормативов, зарплата, амортизация и ¦ ¦ ¦
¦т.п. ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Учтен НДС по счетам-фактурам типографии, других ¦ 19 ¦ 60 ¦
¦поставщиков материалов ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Оплачены услуги типографии согласно договору ¦ 60 ¦ 51 ¦
¦(заказу) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Отражен НДС к зачету по услугам типографии ¦ 68 ¦ 19 ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Оприходована готовая продукция по фактической ¦ 43 ¦ 20 ¦
¦производственной себестоимости ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Признана выручка от продажи продукции согласно ¦ 62 ¦ 90-1 ¦
¦накладной на сторону ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Начислен НДС с выручки от реализации продукции ¦ 90-3 ¦ 68 ¦
¦(счет-фактура с выделенным НДС) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Списана себестоимость проданной продукции ¦ 90-2 ¦ 43 ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Выявлен финансовый результат ¦ 90-9 ¦ 99 ¦
L------------------------------------------------+-------+--------
При оформлении отгрузки брошюр необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных. Можно использовать типовую форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
При оформлении отгрузки брошюр возможно использование и товарной накладной (форма N ТОРГ-12), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, которая согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, продажу брошюр можно оформить одним из приведенных видов накладных, а также счетом-фактурой.
Л.Жадан
Ведущий консультант
Консалтинговой группы "Руна"
Подписано в печать
16.11.2005
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 46

При оплате платежного поручения поставщик просит указывать в нем "в том числе НДС". Вправе ли организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, выделять НДС для организации, работающей по обычной системе?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также