...Правомерно ли переоформление лицензий новому недропользователю, если: а) нет доказательств передачи имущества, необходимого для осуществления деятельности, кроме договоров аренды, не зарегистрированных в органах юстиции; б) нет доказательств передачи имущества объектов обустройства; в) нет лицензии на осуществление деятельности, сопутствующей основной деятельности?

Статья 17.1 Закона о недрах закрепляет следующие обязательные основания для перехода права пользования участками недр в целом и, как следствие, переоформление лицензии:
передача имущества, учредителем нового юридического лица, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка;
наличие у нового юридического лица необходимых разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием;
доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр должна составлять не менее 1/2 уставного капитала нового юридического лица.
Соблюдение только всех вышеуказанных условий является основанием для переоформления лицензии на пользование недрами.
Данные положения отражены также и в пп.5 п.3, пп.4 п.7 Инструкции <*> о порядке переоформления лицензий на пользование недрами и Временных требованиях к содержанию пакета материалов, представляемых на рассмотрение экспертной рабочей группы МПР России, при переоформлении лицензий на пользование участками недр.
--------------------------------
<*> Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (до принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" - Роскомнедра; после вступления в юридическую силу Указа N 314 - Федеральное агентство по недропользованию). См. также п.9 Инструкции N 1026.
Передача имущества является одним из обязательных оснований переоформления лицензии на пользование недрами. Инструкция N 1026 более конкретно, т.е. с приведением перечня конкретных документов (передаточный акт, разделительный баланс), регулирует вопросы перехода права пользования участками недр и переоформления лицензии на основе правопреемства. В части создания прежним юридическим лицом в качестве учредителя нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, данная Инструкция в целом дублирует норму ст.17.1 Закона о недрах в части наличия обязательных оснований для перехода права пользования участками недр и переоформления лицензии. Инструкция говорит исключительно об обязательности представления данных о том, что имущество передано, оставляя за рамками тот факт, что любая фактическая передача имущества должна быть оформлена надлежащим образом. В свою очередь, пп.6.5 п.6 Временных требований указывает на наличие "документов, подтверждающих передачу имущества, необходимого для осуществления деятельности на участке недр.
Формами передачи имущества могут быть различные гражданско-правовые договоры, в частности договор аренды. В соответствии со ст.130 ГК РФ и абз.2 ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 29 июня 2004 г.) к объектам недвижимого имущества относятся прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы. ГК РФ не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, но только на основании прямого указания закона.
Права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130 - 132 и 164 ГК РФ (за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты) подлежат государственной регистрации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда (ст.4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (ч.1 ст.130 ГК РФ). В органах, осуществляющих государственную регистрацию (учреждения юстиции), регистрируется не само недвижимое имущество, а права на него, которые возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с требованиями ГК РФ.
Договор аренды недвижимого имущества, как и любая сделка с недвижимостью (ст.164 ГК РФ) подлежит государственной регистрации <**>. Государственной регистрации подлежат только те договоры, срок действия которых превышает один год (ст.651 ГК РФ). Форма договора достаточно детально регламентирована Гражданским кодексом (письменная форма путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст.650 ГК РФ).
--------------------------------
<**> Особым образом регулируется форма договора аренды, предусматривающего переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (ст.634 ГК РФ). Такие договоры должны заключаться в форме, обязательной для договора купли-продажи соответствующего имущества.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Информационном письме от 11 февраля 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" в целях единой правоприменительной практики указал арбитражным судам, что согласно ч.2 ст.651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Таким образом, незарегистрированный подлежащий государственной регистрации договор аренды действителен ровно один год, поэтому договор в силу п.2 ст.651 ГК РФ, из-за отсутствия таковой не может считаться заключенным.
Более того, заключение договора аренды недвижимого имущества сроком на один год противоречит имеющемуся содержанию лицензии, а именно сроку, на который она выдается. Так, согласно разд.7 Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 сроки лицензии варьируются в зависимости от вида - 5, 20 лет и т.д. Таким образом, новое юридическое лицо, которому переоформляют лицензию на пользование недрами, не может пользоваться имуществом в течение одного года (неизвестно, будет ли договор аренды по истечении срока пролонгирован), тогда как срок действия лицензии превышает данный срок. Более того, согласно ст.17.1 Закона о недрах условия пользования недрами, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Статья 17.1 определяет имущество, которое передается от прежнего пользователя недрами к новому юридическому лицу через две составные и взаимосвязанные категории: а) целевое назначение - имущество, необходимое для осуществления деятельности; б) необходимое имущество из состава объектов обустройства в границах лицензионного участка.
Исходя из буквы Закона и смысла, вложенного законодателем в данную норму, следует заключить, что имущество, необходимое для осуществления деятельности, представляет собой такое имущество, без которого невозможна добыча природных ресурсов. Имущество должно быть обязательным (должным, нужным) для эффективного удовлетворения потребностей предпринимателя, осуществляющего соответствующий вид деятельности. Определение степени необходимости имущества должно основываться исключительно на принципе рациональной потребности и надобности осуществления соответствующего вида деятельности (производственного процесса) при наличии для этого обязательного, нужного имущества (имущественного комплекса).
Необходимое имущество из состава объектов обустройства в границах лицензионного участка также должно быть передано новому юридическому лицу по вышеуказанным основаниям исходя из принципов эффективности осуществляемой деятельности.
Согласно ст.17.1 Закона о недрах, Инструкции N 1026 и Временным требованиям одним из оснований переоформления лицензии на пользование недрами является наличие у нового юридического лица необходимых разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием. Иными словами, помимо основной лицензии на пользование недрами новое юридическое лицо обязано иметь лицензии на деятельность, сопутствующую основной деятельности. К таким сопутствующим видам относятся, в частности, деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, производство маркшейдерских работ и т.п. (Постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382). Данные виды деятельности лицензируются по правилам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Отсутствие сопутствующих лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, не является основанием для отказа в переоформлении лицензии на пользование недрами. Если у нового юридического лица нет соответствующих лицензий, то предлагается заключить договоры (например, договор подряда) с теми, у кого они имеются, что будет соответствовать лицензионным требованиям.
Е.Спектор
Подписано в печать
17.02.2005
"Право и экономика", 2005, N 3

Какими нормативными правовыми актами регламентируется передача права пользования недрами?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также