Нашей организацией был получен денежный заем от учредителя для оплаты услуг поставщиков и погашен до 26.03.2004. А с 08.04.2004 вступило в силу Определение Конституционного Суда Российской Федерации n 169-О о возмещении НДС. Можем ли мы быть уверены в том, что НДС по оплаченным услугам принят к возмещению правильно? Не применит ли налоговая инспекция к нам это Определение суда при проверке?

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации" нельзя принимать к вычету суммы налога, уплаченные покупателем за приобретаемые товары, работы, услуги за счет заемных денежных средств.
Налогоплательщик для применения налоговых вычетов по НДС обязан понести так называемые реальные затраты по оплате товаров (работ, услуг), т.е. при оплате товаров (работ, услуг) за счет заемных средств принятие к вычету сумм налога возможно лишь после погашения займа.
В соответствии со ст.3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Таким образом, толкование законов (в том числе Налогового кодекса Российской Федерации) не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Он может толковать только Конституцию Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ст.74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении.
Как следует из Определения N 169-О, ООО "Пром Лайн" просило признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст.ст.19, 34, 35 и 57, положение п.2 ст.171 НК РФ, согласно которому вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Конституционным Судом отказано в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Пром Лайн", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой; разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Таким образом, Определение Конституционного Суда Российской Федерации не отменяет и не изменяет норм НК РФ о порядке применения налоговых вычетов по НДС. Статья 171 НК РФ не связывает право налогоплательщика на применение налогового вычета с источником средств (собственные или заемные) при оплате товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы НДС по оплаченным и оприходованным товарам при наличии счета-фактуры.
Ю.Кольцов
ООО "ЮВК Аудит"
Подписано в печать
16.02.2005
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 7

При расчете с поставщиком наличными денежными средствами нам были выданы чек ККМ, квитанция к приходному кассовому ордеру, счет-фактура. В чеке ККМ не был выделен НДС отдельной строкой . Налоговая инспекция в ходе проверки отказала в возмещении этой суммы. Права ли налоговая инспекция?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также