Требуется ли проведение конкурса при оплате товаров, работ и услуг, закупаемых бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности?

В соответствии со ст.71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг бюджетных учреждений на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт, согласно ст.72 БК РФ, размещается исключительно на конкурсной основе. Таким образом, из БК РФ следует, что критерием необходимости проведения конкурса является организационно-правовая форма и принадлежность имущества государственного заказчика, а не статус средств, которыми предполагается погасить обязательства по государственному контракту.
В связи с этим уместно вспомнить, что согласно ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам всеми находящимися в его собственности денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность несет главный распорядитель. Такая ответственность наступает независимо от того, обяжется бюджетное учреждение за счет средств от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности либо за счет иных средств. Уместно также повторить, что в соответствии со ст.42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отражаются в доходах соответствующего бюджета, а согласно ст.254 БК РФ, вышеуказанные средства зачисляется на единый счет федерального бюджета.
Позиция Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) по вопросу о необходимости проведения конкурса при закупках бюджетным учреждением на сумму свыше 2000 МРОТ не отличается последовательностью. Письмом Минэкономразвития России от 17.11.2000 N АМ-147 разъяснялось, что учреждения вправе выступать в гражданско-правовых отношениях от собственного имени. Отсюда делался вывод, что при заключении учреждением договоров в пределах утвержденной сметы не требуется проведения конкурса, что вытекает из ст.ст.69 и 70 БК РФ. По этому поводу можно заметить, что в смету доходов и расходов бюджетного учреждения включаются абсолютно все его расходы, как осуществляемые во исполнение своих публичных функций, так и в качестве хозяйствующего субъекта.
Письмом Минэкономразвития России от 18.06.2000 N СА-499/2, напротив, разъяснялось, что абсолютно все закупки бюджетного учреждения проводятся по результатам конкурса, при этом при конкурсе, проводимом методом запроса котировок на сумму менее 2000 МРОТ, не требуется заключения государственного контракта. Письмом Минэкономразвития России от 11.03.2002 N АШ-630/05 подтверждается точка зрения, согласно которой установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации формы документов (государственный контракт, договор, счет), которыми должны оформляться заказы на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, зависят от стоимости закупки.
Тем не менее Письмом Минэкономразвития России от 15.10.2004 N Д07-543 разъясняется, что закупки товаров, работ и услуг за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, не относятся к закупкам продукции для государственных нужд и не регулируются законодательством в сфере государственных закупок, вследствие чего размещение подобных заказов на конкурсной основе не является обязательным. Данный вывод делается на основании содержания ст.298 Гражданского кодекса РФ, где установлено, что "если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, поступающие от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе". Такая точка зрения, впрочем, также является спорной, ибо даже право самостоятельного распоряжения бюджетного учреждения доходами не означает, что средства от приносящей доход деятельности находятся в его собственности (будучи учтены на едином счете бюджета, открытом федеральному казначейству) и не используются на закупку для государственных нужд.
Д.Л.Комягин
Советник Российской Федерации
1 класса
Подписано в печать
21.01.2005
"Финансы", 2005, N 1

...Статьей 141 Закона "О федеральном бюджете на 2004 год" главным распорядителям средств федерального бюджета предписано обеспечить закрытие банковских счетов федеральных учреждений. Если счета закрыты не будут, органы федерального казначейства обязаны приостанавливать операции по ним. Как это реализуется, если органы федерального казначейства не уполномочены на арест банковских счетов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также