Формирует ли арендная плата, напрямую поступающая в бюджет, налогооблагаемую базу по налогу на прибыль государственного учреждения в 2002 - 2004 гг. с учетом положений заключаемых договоров и абз.10 п.1 ст.42 Бюджетного кодекса РФ?

1. Бюджетные учреждения являются субъектами как налоговых, так и бюджетных правоотношений, участником которых является также государство в лице разных органов исполнительной власти (налоговых и финансовых органов соответствующего уровня). Налоговые и бюджетные правоотношения регулируются соответствующим законодательством (налоговым и бюджетным), однако требования этих законодательств в отношении бюджетных учреждений выполняются по-разному.
Статьей 5 Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в БК РФ, направленные на обеспечение определенности и системности норм БК РФ и иных актов бюджетного законодательства, в частности разграничивающих налоговые и неналоговые доходы бюджетов. Принятие указанных поправок было направлено на обеспечение более точного отражения налоговых доходов в Классификации доходов бюджетов РФ.
Положения БК РФ, определяющие налоги и сборы налоговыми доходами и предусматривающие отнесение в полном объеме к неналоговым доходам всех доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, сдаваемого в аренду бюджетными учреждениями, не могли являться основанием для неисполнения налогоплательщиками - государственными учреждениями обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
С этой целью и был введен абз.10 п.1 ст.42 БК РФ, установивший, что доходы от сдачи в аренду федерального имущества отражаются как доходы федерального бюджета только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2. НК РФ и БК РФ имеют самостоятельные предметы регулирования. Правоотношения по установлению и взиманию налогов и сборов регулируются НК РФ. Так, доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах, если иное не установлено актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно, бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций с вышеназванных доходов в установленном порядке, включая доходы от сдачи в аренду федерального имущества.
Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002 г. производится налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
В соответствии с п.4 ст.250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст.249 НК РФ. Согласно ст.247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в установленном НК РФ порядке.
Сумма налога на прибыль организаций согласно ст.284 НК РФ по установленным ставкам зачисляется в бюджеты трех уровней.
Таким образом, доходы, полученные бюджетными учреждениями от сдачи имущества в аренду, являются объектом обложения налогом на прибыль в порядке, установленном НК РФ. При этом с учетом положений абз.10 п.1 ст.42 БК РФ доходы от сдачи в аренду федерального имущества отражаются как доходы федерального бюджета только после уплаты соответствующих налогов (налога на прибыль, НДС).
В.Вайпан
С.Гладких
Подписано в печать
10.12.2004
"Право и экономика", 2005, N 1

Правомерно ли условие договора аренды между государственным учреждением, сдающим в аренду федеральное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, и арендатором о перечислении арендной платы на счет федерального бюджета?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также