Правомерно ли условие договора аренды между государственным учреждением, сдающим в аренду федеральное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, и арендатором о перечислении арендной платы на счет федерального бюджета?

1. На основании п.3 ст.50 ГК РФ государственные учреждения относятся к некоммерческим организациям, и государство (РФ, субъект РФ) закрепляет за ними имущество на праве оперативного управления (ст.ст.296, 298 ГК РФ).
В силу п.2 ст.120 ГК РФ государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, но при их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник, т.е. государство.
Согласно ст.296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Государственные учреждения выступают как имеющие специальную правоспособность субъекты гражданских правоотношений. При наличии в уставных документах права на сдачу в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, государственное учреждение с согласия управомоченных органов государства может заключать договоры аренды, выступая в качестве арендодателя.
Однако государственные учреждения, будучи субъектами гражданских правоотношений, являются также субъектами бюджетных правоотношений.
На основании ст.120 ГК РФ и в соответствии с п.1 ст.161 БК РФ под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
При этом согласно п.2 ст.161 БК РФ бюджетными учреждениями признаются также любые другие организации, наделенные государственным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса казенного предприятия.
Гражданский кодекс РФ допускает возможность осуществления бюджетным учреждением предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Бюджетным кодексом РФ (ст.ст.41, 42 и 51) при этом установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Сдавая в аренду федеральное имущество, закрепленное за государственным учреждением на праве оперативного управления, учреждение получает доход, который с учетом положений БК РФ учитывается как доход федерального бюджета.
Таким образом, государственные учреждения являются субъектами как гражданских, так и бюджетных правоотношений, определяемых БК РФ как бюджетные учреждения. С учетом статуса государственных учреждений условие договоров аренды в 2002 - 2004 гг. о перечислении арендной платы в федеральный бюджет является правомерным.
В.Вайпан
С.Гладких
Подписано в печать
10.12.2004
"Право и экономика", 2005, N 1

Возможен ли возврат из бюджета сумм излишне уплаченной арендной платы в размере налога на прибыль, исчисленного с доходов в виде арендной платы, для его уплаты?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также