Правомерно ли условие договора аренды между государственным унитарным предприятием, сдающим в аренду федеральное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, и арендатором о перечислении арендной платы на счет федерального бюджета?

1. Правовой статус унитарных предприятий определяется на основании параграфа 4 гл.4 ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Государственные унитарные предприятия являются одной из организационно-правовых форм коммерческих организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п.2 ст.50 ГК РФ). При этом имущество ГУП находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Содержание права собственности раскрыто в гл.13 ГК РФ, а права хозяйственного ведения - в ст.ст.294, 295 ГК РФ.
По общему правилу собственнику принадлежат права пользования, владения и распоряжения своим имуществом (ст.209 ГК РФ). При этом действия собственника в отношении своего имущества не должны противоречить закону и иным правовым актам и не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (п.2 ст.209).
Правомочие распоряжения имуществом выражается в принятии решения государством в лице своих уполномоченных органов о создании унитарного предприятия, в закреплении за ним имущества на праве хозяйственного ведения, определении предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначении директора (руководителя) предприятия, осуществлении контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п.1 ст.295 ГК РФ).
В силу п.1 ст.295 ГК РФ собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
ГУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом также в пределах, определяемых ГК РФ.
Согласно п.2 ст.295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Аналогичная норма закреплена в п.2 ст.18 Закона N 161-ФЗ.
Из указанных норм следует, что по договору аренды именно ФГУП, а не государство в лице территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества), выступает арендодателем федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения. У Росимущества есть лишь право дачи согласия на сдачу имущества в аренду, а не право сдачи его в аренду.
Использование в договорах аренды в отношении ФГУП понятия "балансодержатель" не может подменять действие норм гражданского законодательства, регулирующих общественные отношения по сдаче в аренду государственного имущества, закрепленного в хозяйственном ведении за ФГУП. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 384-О гражданское законодательство находится в ведении РФ, а потому не могут вводиться не предусмотренные ГК РФ субъекты договора аренды, такие, как "балансодержатель", а также новые вещные права.
Если публичное имущество входит в состав государственной казны и не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретными организациями, то арендодателем будет соответствующий орган государственной власти, участвующий в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном гл.5 ГК РФ.
Если публичное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за конкретным предприятием, то именно ФГУП является арендодателем.
Аналогично указание в договоре аренды на стороне "Арендодателя" двух лиц - Комитета по управлению госимуществом и ФГУП - не меняет существа возникающих гражданских правоотношений по сдаче в аренду публичного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, в соответствии с действующим гражданским законодательством арендодателем федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, является ФГУП. При этом определение в конкретных договорах аренды ФГУП как балансодержателя либо указание на стороне "Арендодателя" двух лиц - Комитета по управлению госимуществом и ФГУП - не меняет существа возникающих гражданских правоотношений и не может подменять действие норм гражданского законодательства, четко определяющих субъектный состав арендного правоотношения.
2. При заключении договоров стороны свободны в установлении любых условий, которые не противоречат нормам закона и иных правовых актов (ст.421 ГК РФ).
В гл.34 ГК РФ, регулирующей арендные правоотношения, отсутствует императивная норма, обязывающая производить исполнение обязательства по перечислению арендной платы непосредственно арендодателю. С учетом общих положений ст.312 ГК РФ в зависимости от соглашения сторон перечисление арендной платы может быть осуществлено самому арендодателю либо управомоченному им лицу.
Если по условиям заключаемых договоров аренды в 2002 - 2004 гг. арендная плата подлежала перечислению в бюджет, то исходя из принципа свободы договора такое условие договоров является правомерным.
За пределами прав, предусмотренных ст.295 ГК РФ, собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за ГУП. Соответственно, собственник не вправе требовать перечисления всей арендной платы за использование имущества непосредственно в бюджет.
В действующем гражданском и бюджетном законодательстве отсутствуют прямые нормы, предусматривающие обязательное перечисление арендной платы за федеральное имущество, переданное в хозяйственное ведение, непосредственно в бюджет.
С учетом п.39 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 условия договоров, заключенные между собственником соответствующего государственного имущества и предприятием, которые изменяют характер и пределы правомочий по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, закрепленным в хозяйственном ведении, являются ничтожными.
В этой связи с учетом конкретных обстоятельств в зависимости от судебного усмотрения условие о перечислении арендной платы на бюджетный счет может быть признано недействительным как не соответствующее требованиям закона (ст.168 ГК РФ) и ограничивающее право хозяйственного ведения унитарного предприятия сдавать в аренду государственное имущество и извлекать из этой деятельности прибыль. Также данный договор может быть оспорен по тем основаниям, что собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, не имеет права сам сдавать его в аренду.
Право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, предусмотренное п.1 ст.295 ГК РФ, раскрыто в ст.17 Закона N 161-ФЗ, согласно которой предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Однако в настоящее время такой нормативный акт в отношении, в частности, ФГУП Правительством РФ не принят.
В этой связи процедура перечисления части прибыли от деятельности ФГУП в федеральный бюджет определялась рамочными положениями Примерного устава ФГУП и положениями устава конкретного ФГУП. В 2002 - 2003 гг. действовал Примерный устав ФГУП, утв. Распоряжением Мингосимущества России от 16 февраля 2000 г. N 188-р (в ред. от 6 марта 2001 г.), а с 2004 г. - Примерный устав ФГУП, утв. Распоряжением Минимущества России от 11 декабря 2003 г. N 6945-р. В соответствии с Примерным уставом ФГУП самостоятельно распоряжается "полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты установленных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества Предприятия в соответствии с требованиями законодательства РФ".
Согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Статья 51 БК РФ предусматривает, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
В соответствии со ст.42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности.
Согласно ст.8 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ст.7 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", ст.7 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" доходы федерального бюджета на 2002, 2003, 2004 гг. формировались за счет "доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, расположенного на территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов".
Соответственно, бюджетное законодательство устанавливает, что в бюджет должны направляться в полном объеме доходы от сдачи в аренду федерального имущества, в том числе переданного в хозяйственное ведение предприятиям, т.е. вся прибыль предприятия от сдачи имущества в аренду. При этом в соответствии с п.1 ст.42 БК РФ указанные доходы отражаются как доходы федерального бюджета только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.
Следовательно, анализируемые нормы законодательства не предусматривают того, что доходы федерального бюджета формируются непосредственно путем перечисления в бюджет арендной платы от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП. Такое толкование бюджетного законодательства противоречило бы ГК РФ, поскольку собственник в лице Росимущества имеет право лишь на часть прибыли от деятельности предприятия (в эту часть может входить и вся прибыль от сдачи имущества в аренду), а не на прямое получение арендной платы.
Таким образом, с учетом принципа свободы договора (ст.421 ГК РФ) условие договоров аренды в 2002 - 2004 гг. о перечислении арендной платы в федеральный бюджет является правомерным, т.к. действующее гражданское законодательство не запрещает сторонам предусмотреть возможность перечисления арендной платы непосредственно на счет арендодателя (ФГУП) либо на счет управомоченного договором лица (на бюджетный счет собственника имущества). В то же время в действующем гражданском и бюджетном законодательстве отсутствует прямая норма, однозначно требующая перечисления в бюджет арендной платы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ГУП на праве хозяйственного ведения. Соответственно, требовать перечисления арендной платы за федеральное имущество, переданное в хозяйственное ведение ФГУП, непосредственно в бюджет государство в лице своих уполномоченных органов не имеет права.
В.Вайпан
С.Гладких
Подписано в печать
10.12.2004
"Право и экономика", 2005, N 1

Фирма по договору найма жилого помещения с физическим лицом использует помещение под офис. Может ли фирма учесть произведенные расходы по оплате аренды помещения при расчете налога на прибыль? Нужно ли удерживать НДФЛ с выплат арендодателю?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также