Каким образом регулируется возмещение затрат на предоставление коммунальных и иных льгот гражданам в соответствии с действующим законодательством, осуществляемых за собственный счет организациями - поставщиками данных услуг?

По общему правилу, установленному ст.83 Бюджетного кодекса РФ в том случае, если принимается федеральный закон или другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования или установление новых видов расходов бюджетов (например, предоставление льгот и компенсаций), такой нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Финансирование новых видов расходов осуществляется только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году, но опять при условии внесения соответствующих изменений в закон о бюджете. При этом в законе о бюджете на очередной финансовый год в виде приложения указывается перечень законов и иных нормативных актов, действие которых отменяется и приостанавливается в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Однако, несмотря на отсутствие расходов бюджета, предусмотренных в законе о бюджете, зачастую возникает коллизия, когда закон, установивший льготу, продолжает действовать, и такая льгота предоставляется организацией - поставщиком соответствующих услуг. Поскольку компенсации из бюджета не поступает, возникает спор, который передается на рассмотрение арбитражного суда. В том случае, если льгота предоставляется из федерального бюджета, возникает вопрос о том, какой орган государственной власти является надлежащим ответчиком по данному делу - главный распорядитель средств федерального бюджета (например, по льготам, предоставляемым сотрудникам внутренних дел - МВД), орган социальной защиты или Российская Федерация в целом. Однозначной судебной практики по данному вопросу не существует, что в результате затрудняет исполнение данных решений.
В том случае, если судом согласно п.10 ст.158 БК РФ взыскивается сумма предоставленных льгот с главного распорядителя за счет государственной казны Российской Федерации, то из данной статьи БК РФ, а также из ст.ст.1069 - 1071 Гражданского кодекса РФ следует, что такая компенсация является возмещением вреда, нанесенного в результате незаконных действий органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц. В данном случае (при неоплате льгот) такой вред от незаконных действий отсутствует, а значит неприменимы Правила исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.09.2002 N 666, и Правила организации работы Министерства финансов РФ по исполнению судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденные Приказом Минфина России от 08.04.2003 N 30н.
С другой стороны, для исполнения решения суда о взыскании компенсаций по предоставленным льготам не представляется возможным применить Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 379), а также Правила организации работы Министерства финансов РФ и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов РФ по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Приказом Минфина России от 15.05.2001 N 36н.
Дело в том, что при взыскании компенсаций по предоставленным на основании закона льготам не возникает денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Такие обязательства, в соответствии со ст.250 БК РФ, возникают путем заключения получателями бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров.
Проблема исполнения решений суда о взыскании с Российской Федерации (казны Российской Федерации) компенсаций за предоставленные гражданам льготы разрешена Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2004 N 1439-р, которым определен источник исполнения в 2004 г. судебных решений по искам, порядок исполнения которых не определен Постановлениями Правительства РФ от 09.09.2002 N 666 и от 22.02.2001 N 143.
Во исполнение данного Распоряжения Правительства РФ Приказом Минфина России от 16.11.2004 N 317 утвержден Порядок исполнения судебных решений, порядок исполнения которых не определен Постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.09.2002 N 666 и от 22.02.2001 N 143. Установлены процедуры взаимодействия различных структурных подразделений Минфина России. При этом, при наличии заключения Правового департамента Минфина России об отсутствии оснований для обжалования судебного акта курирующие департаменты Минфина России предоставляют в Департамент - Главное управление федерального казначейства платежные поручения на оплату исполнительных листов и их оригиналы.
Д.Л.Комягин
Советник Российской Федерации
1 класса
Подписано в печать
07.12.2004
"Финансы", 2004, N 12

...Решением суда в пользу гражданина взыскана сумма индексации за несвоевременно исполненное судебное решение . При предъявлении исполнительного листа для взыскания должником дан ответ, что отсутствуют денежные средства по статье экономической классификации "Прочие расходы" на оплату судебного решения. Является ли это основанием для неисполнения решения суда?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также