...В январе 2002 г. организация-нерезидент, не являющаяся кредитной организацией, предоставила нашему предприятию валютный заем, который должен быть возвращен в январе 2005 г. Разрешения органов валютного контроля на осуществление операции мы не запрашивали, так как считали, что речь идет о текущей валютной операции. Если мы не правы, грозят ли нам за это какие-либо санкции?

В момент получения валютного займа действовал Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 30.12.2001 N 196-ФЗ). Согласно пп."д" п.10 ст.1 этого Закона предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней являлось валютной операцией, связанной с движением капитала. Данные операции осуществлялись резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России (п.2 ст.6 Закона).
Что касается понятий "финансовые кредиты" и "займы", то в контексте валютного законодательства они практически идентичны, поэтому ошибочно мнение, что получение займа в иностранной валюте на срок более 180 дней является текущей валютной операцией. Между тем признание той или иной операции связанной с движением капитала еще не означает, что для ее осуществления обязательно требуется разрешение Банка России. Так, в период получения предприятием займа в иностранной валюте уже действовало Положение от 24.04.1996 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и предоставлении отчетности по некоторым видам валютных операций", утвержденное Приказом Банка России от 24.04.1996 N 02-94 (в ред. Приказа от 24.10.1997 N 02-469). Данный документ устанавливает широкий перечень операций, осуществляемых без лицензии Банка России. Следует отметить, что осуществление без лицензии такой операции, как получение резидентом займа в иностранной валюте на срок более 180 дней, действовавшей редакцией Положения не предусматривалось.
На момент получения предприятием валютного займа действовало Указание Банка России от 10.09.2001 N 1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России". Согласно п.1 Указания без ограничений при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов осуществляются такие валютные операции, связанные с движением капитала, как зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами. Как разъяснялось в Указании Банка России от 14.02.2002 N 1110-У "О применении некоторых нормативных актов Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля", валютные операции по кредитным договорам (договорам займа), приведенные в п.1 Указания Банка России N 1030-У, для осуществления которых Банком России до 1 октября 2001 г. были выданы разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, или документы о регистрации указанных валютных операций, проводятся юридическими лицами - резидентами без ограничений при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов.
Следовательно, условием отсутствия ограничений при зачислении предприятием займа на банковский счет в уполномоченном банке является представление предусмотренных нормативными актами Банка России документов.
Требования к учету уполномоченными банками валютных операций и представлению информации по указанным операциям установлены Инструкцией Банка России от 28.06.1999 N 83-И. Они распространяются на валютные операции, осуществляемые на основании договоров займа. Согласно п.2.1 Инструкции клиент, осуществляющий валютную операцию на основании договора, обязан представить в уполномоченный банк сведения о договоре, обосновывающие документы в случае осуществления резидентом валютных операций, связанных с движением капитала, требующих разрешения (лицензии), а также копии обосновывающих документов. В соответствии с Инструкцией обосновывающие документы, т.е. документы, на основании которых клиенты осуществляют валютные операции (договор и разрешение), представляются в уполномоченный банк до осуществления валютной операции. Единственным обосновывающим документом для предприятия являлся договор, который вместе со сведениями о договоре оно должно было представить в уполномоченный банк.
Таким образом, несмотря на ошибочную квалификацию анализируемой валютной операции как текущей, предприятию не грозят какие-либо санкции в связи с неполучением лицензии Банка России.
С.Ларин
ООО "Космос-Аудит"
Подписано в печать
24.11.2004
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 48

В каких случаях возникают разницы в учете финансового результата и прибыли для целей обложения налогом на прибыль организаций при осуществлении совместной деятельности?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также