...Организация купила простой банковский вексель у физлица, проживающего в другом городе. Организация исчислила, удержала и перечислила в бюджет по месту своего нахождения НДФЛ. При подаче физлицом декларации по месту жительства были представлены сведения по форме n 2-НДФЛ об удержанном и перечисленном в бюджет налоге. Налоговая инспекция по месту жительства физлица предъявила требование об уплате налога и санкций. Правомерно ли это?

При определении налоговой базы по доходам физических лиц по операциям с ценными бумагами учитываются и доходы по операциям по купле-продаже ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке (п.1 ст.214.1 НК РФ). Доход по таким операциям определяется в виде разницы между доходом от реализации ценных бумаг и документально подтвержденными суммами расходов на их приобретение, хранение и реализацию (п.2 ст.214.1 НК РФ). Пунктом 3 этой же статьи НК РФ предусмотрено предоставление вычета в размере фактически произведенных расходов по приобретению и реализации ценных бумаг источником выплаты дохода или налогоплательщиком при подаче налоговой декларации в налоговый орган. При этом к источникам выплаты дохода, имеющим право на предоставление налогового вычета, отнесены брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании или лица, осуществляющие операции с ценными бумагами по договорам поручения либо иным подобным договорам.
В связи с тем что договоры купли-продажи ценных бумаг, заключаемые непосредственно физическими лицами - налогоплательщиками с покупателями, не относятся к "иным подобным договорам", налоговые вычеты по ним предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по истечении налогового периода. Соответственно, исчисление и уплата НДФЛ по таким сделкам осуществляются физическими лицами на основании подаваемой ими в налоговый орган налоговой декларации (ст.225, п.2 ст.226, ст.228 НК РФ) по месту жительства. Об этом, в частности, указывается в Письме МНС России от 14 августа 2002 г. N 04-1-09/888-АА417.
Что касается удержания у физических лиц и уплаты НДФЛ так называемыми уполномоченными представителями налогоплательщика, то анализ ст.ст.26, 29 и ряда других статей НК РФ не позволяет сделать вывод о законности таких операций. В п.1 ст.26 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии с п.1 ст.29 НК РФ такой представитель налогоплательщика уполномочен представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. В то же время обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщиков (пп.1 п.1 ст.23 НК РФ) или на налоговых агентов (ст.24 НК РФ). Эти же участники налоговых правоотношений обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации (налогоплательщики) и иные документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (налоговые агенты). Они же несут ответственность за нарушения налогового законодательства. Делегирование налогоплательщиками функций по исчислению и уплате налогов их уполномоченным представителям налоговым законодательством не предусмотрено.
Таким образом, произведенные вашей организацией начисление и удержание НДФЛ с доходов, выплаченных физическому лицу при покупке у него векселя, не предусмотрены гл.23 НК РФ. Следовательно, НДФЛ удержан у физического лица - продавца векселя и перечислен в бюджет вашей организацией незаконно. Поэтому действия налоговой инспекции, предъявившей требование к физическому лицу об уплате налога и штрафных санкций, правомерны. После их уплаты физическое лицо в общеустановленном порядке вправе будет предъявить претензии к вашей организации о компенсации понесенных им необоснованных расходов. Уплатив такую компенсацию, вы будете вправе обратиться в налоговую инспекцию по месту налогового учета вашей организации о возврате вам излишне уплаченного налога в порядке, установленном ст.78 НК РФ.
Примечание. Статьей 78 НК РФ предусмотрен механизм осуществления зачета в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Этот зачет осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления при условии, что сумма зачета направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с Законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" сумма НДФЛ направлялась в 2003 г. в консолидированный бюджет субъектов РФ. Следовательно, в вашей ситуации, когда организация и налогоплательщик - физическое лицо находятся в разных городах, осуществление зачета физическому лицу суммы налога, излишне удержанного вашей организацией, невозможно из-за разных бюджетов муниципальных образований, в которые зачисляется НДФЛ (при этом не имеет значения, в полном размере или только в части, определенной законодательным актом субъекта РФ). Других вариантов проведения налоговых взаимозачетов ни налоговое, ни бюджетное законодательство не предусматривают. Судебной практики, содержащей иные варианты налогового взаимозачета, также нет.
Ю.Подпорин
Консультант
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
Подписано в печать
18.11.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 47

...На 01.01.2003 согласно Классификации ОС и сроков полезного использования нашей организацией, применяющей УСНО, произведен расчет остаточной стоимости ОС. Согласно расчету мы включили в расходы ОС, приобретенные до 01.01.2003, в размере 50% остаточной стоимости на год. Налоговая инспекция считает, что мы должны включить в расчет 20% стоимости как за третий год. Как правильно решить этот вопрос?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также